УДК 316.35::159.947
https://doi.org/10.20339/AM.10-19.025
А.А. Ощепков,
канд. психол. наук, доц.
В.В. Фриауф,
аспирант
Димитровградский инженерно-технологический институт —
филиал Национального исследовательского ядерного университета
«Московский инженерно-физический институт»,
e-mail: vvf-19934@yandex.ru
Рассматривается проблема подготовки лидеров в молодежной среде в ракурсе взаимосвязи системы ценностных ориентаций и лидерских способностей молодежи. С позиции диспозиционной концепции личности делается предположение о взаимосвязи системы ценностей, жизнестойкости и лидерских способностей, поскольку данные компоненты включены в целостную иерархическую структуру личности молодежи. С целью эмпирической проверки указанной гипотезы проведено исследование систем ценностных ориентаций и жизнестойкости у молодежи с высоким уровнем лидерских способностей и молодежи с низким уровнем лидерских способностей. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что лидерские способности в контексте взаимодействия системы ценностных ориентаций и структуры жизнестойкости личности могут выступать сильным внутренним ресурсом для личностного роста.
Ключевые слова: лидерство, лидерские способности, ценностные ориентации, социальные установки, жизнестойкость личности, молодежь.
Литература
- Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 90–98.
- Андриянченко Е.Г. Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии // Молодой ученый. 2012. № 10. С. 256–261.
- Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб., 2009.
- Васильева Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2 (58). С. 87–91.
- Закревская О.В. Особенности ценностных ориентаций старших подростков // Система ценностей современного общества. 2013. № 29. С. 97–103.
- Иваненков С.П. Ценностные и социальные ориентиры молодежи Оренбургской области // Ученые записки Санкт–Петербургского института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С. 53–58.
- Кудзиева Ф.С. Механизмы становления ценностных ориентаций подрастающего поколения в условиях трансформации семьи // Известия Саратовского университета. 2014. № 2. С. 61–65.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
- Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М., 2013.
- Delahaij R., Gaillard A.W., Dam K. Hardiness and the response to stressful situations: Investigating mediating processes // Personality and Individual Differences. 2010. Vol. 49. Iss. 5. P. 386–390.
- Kudinov S.I. The axiological orientation of students’ personalities // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. Iss. 1. P. 95–105.
- Maddi S. The Personality Construct of Hardiness: Relationships With Comprehensive Tests of Personality and Psychopathology // Journal of Research in Personality. 2002. Vol. 36. P. 72–85.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 17-06-00814а.