УДК 1:378:37.09
https://doi.org/10.20339/AM.09-19.030
Н.И. Лобанова,
канд. филос. наук, доц.
Л.В. Логунова,
канд. филос. наук, доц.
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru
Представлено аналитическое осмысление концепции образования Питирима Сорокина с учетом современного российского контекста. Раскрыт эвристический потенциал основных положений данной теории. Концепция П. Сорокина рассматривается не как набор аксиом, а как эпистемологическое средство (инструмент познания), которое расширяет горизонты осмысления проблем, релевантных текущему социокультурному контексту. На материале реалий современного российского образования пересмотрен и дополнен ряд тезисов, в частности тезис об образовании как об основном селективном механизме, сделан вывод об ослаблении селективной функции института образования и усилении селективного механизма рынка труда.
Ключевые слова: концепция образования П. Сорокина, институт образования, рынок труда, механизм селекции, антропологическая функция, социальная мобильность, эгалитаризация образования.
Литература
1. Бурдье П. О государстве. М., 2016.
2. Выпуск-90. URL: https://special.theoryandpractice.ru/money-for-education-90s
3. Джуринский А.Н. Актуальные тенденции развития высшего образования в США. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-tendentsii-razvitiya-vyssheg...
4. Зюзев Н.Ф. Питирим Сорокин и моральные аспекты глобализации. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/703/811/1219/005-Zyuzev.pdf
5. Неадекватные люди с высшим образованием. URL: https://www.hse.ru/news/1163613/38018129.html
6. Ритцер Дж. Макдональдизация общества. М., 2011.
7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
8. Стародубцев М.П. Культ разума, знания и воспитания – важнейшая ценность эпохи Просвещения. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/starodubtsev_m._p...
9. Фрумин И.Д. Человеческий капитал: новые задачи образования. URL: https://www.youtube.com/watch?v=e6K5sPkee8I
10. Ammon O. Die Gesellschafts ordnung und Ihre natürlichen Grundlagen. URL: https://ia800202.us.archive.org/1/items/diegesellschaft01ammogoog/diegesellschaft01ammogoog.pdf
11. Acemoglu D., Egorov G., Sonin K. Social mobility and stability of democracy: re-evaluating de Tocqueville. URL: https://www.nber.org/papers/w22174.pdf
12. Lapouge G. Vasher de. Les Sélections Sociale. URL:https://ia800501.us.archive.org/20/items/lesselectionssoc00vach/lesselec...
13. Quantz R. Sociocultural Studies in Education: Critical Thinking for Democracy. URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=nSNZCwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT8&ots=ta7MlZvtx9&sig=-FAjroNrxn-Ov1o7wWvuD8HCs&redir_esc=y#v=onepage&q=democracy&f=false
14. Smith E. Key issues in education and social justice. URL:https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=FqlODwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT8&dq...