УДК 37.015.32
https://doi.org/10.20339/AM.05-19.035
Н.А. Рыбакова,
д-р пед. наук, доц., профессор кафедры
психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин
Московский университет имени С.Ю. Витте
e-mail: 779169@mail.ru
Обоснован комплекс условий, стимулирующих самоактуализацию всех субъектов образовательного процесса вуза. Автор рассматривает самоактуализацию с позиции личностно-деятельностного подхода, что позволяет исследовать пути для ее осознанной реализации как целенаправленной деятельности в процессе сотруднического общения. Результаты исследования в контексте данной проблемы позволили выделить в совокупности разнообразных психолого-педагогических условий самоактуализации субъектов образовательного процесса несколько компонентов. Одновременная и систематическая реализация данного комплекса условий, по мнению автора, способствует гармоничному развитию и стимулированию самоактуализации ее субъектов с учетом индивидуально-личностных особенностей и интересов друг друга.
Ключевые слова: самоактуализация, личность, студент, преподаватель, дихотомия цели, субъект, общение, взаимодействие, образовательный процесс, условия, поощряемость, психологический климат, гуманистическое общение.
Литература
- Рыбакова Н.А. Объективные источники и внешне-активизирующие условия самоактуализации педагога // Психология и психотехника. 2016. № 11. С. 913–920.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2‑х т. Т. 2. М., 1983. С. 94–261.
- Рыбакова Н.А. Самоактуализация преподавателя в профессиональной деятельности: вопросы теории и практики. М., 2017.
- Селезнева Е.В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации. М., 2015.