Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Готовность обучающихся к самостоятельной учебной деятельности в высшей школе

Т.А. Бабакова
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.01-19.047

 

Т.А. Бабакова,

д-р пед. наук, проф.

Петрозаводский государственный университет

e-mail: babakova.petrsu.ru 

 

Обоснована актуальность преодоления противоречия между значимостью самостоятельной учебной деятельности студентов и качеством ее организации для успешной адаптации обучающихся к особенностям высшего образования, реализации требований ФГОС по становлению «способности к самоорганизации и самообразованию», необходимой для непрерывного образования (образования в течение всей жизни). Сделан вывод о необходимости психолого-педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Предложена авторская методика для развития готовности обучающихся к самостоятельной учебной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, самостоятельная учебная деятельность студентов, готовность обучающихся к самостоятельной учебной деятельности в высшей школе, системно-деятельностный подход, общеучебные умения, анкетирование.

 

Литература

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18‒22.
  2. Бабакова Т.А. Общеучебные умения обучающихся как фактор адаптации к учебной деятельности в высшей школе // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 2 (18).
  3. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2011.
  4. Волкова Е.Е. Система формирования готовности выпускников средних учебных заведений к обучению математике в вузе. URL: http://www.dissercat.com/content/sistema-formirovaniya-gotovnosti-vypusknikov-srednikh-uchebnykh-zavedenii-k-obucheniyu-matem
  5. Грачев Ю.А. Повышение готовности курсантов к учебной деятельности в вузе МВД России. URL: http://www.dissercat.com/content/povyshenie-gotovnosti-kursantov-k-uchebnoi-deyatelnosti-v-vuze-mvd-rossii#ixzz5ITlvV2f1
  6. Дерендяева Т.М. Технология довузовской подготовки как средство развития готовности абитуриентов к учебной деятельности в вузе. URL: http://www.dissercat.com/content/tekhnologiya-dovuzovskoi-podgotovki-kak-sredstvo-razvitiya-gotovnosti-abiturientov-k-uchebno#ixzz5ITpF69vZ
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2005.
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., 2005.
  9. Крайник В.Л. Формирование культуры учебной деятельности будущего педагога. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kultury-uchebnoi-deyatelnosti-budushchego-pedagoga#ixzz5ITnUrhck
  10. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: http://www.dissercat.com/
  11. Небаба А.Н. Формирование готовности студентов к развитию учебной деятельности: На примере изучения информатики в педагогическом вузе. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-studentov-k-razvitiyu-uchebnoi-deyatelnosti-na-primere-izucheniya-in
  12. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
  13. Психологический словарь. URL: http://psihotesti.ru/gloss/tag/gotovnost/
  14. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете. Петрозаводск, 2015.
  15. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб., 2004.
  16. Тулебаева Е.Н., Мерсиянова А.П. Готовность выпускников школ к самостоятельной работе как определяющему виду учебной деятельности в вузе // Вестник КАСУ. 2007. № 1. С. 162‒170.
  17. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
  18. Ярошенко Е.А. Системный подход к формированию готовности старшеклассников к продолжению образования в вузе. URL: http://www.dissercat.com/content/sistemnyi-podkhod-k-formirovaniyu-gotovnosti-starsheklassnikov-k-prodolzheniyu-obrazovaniya

 

 

 

Исследование выполнено в рамках проекта «Разработка и апробация новых подходов к повышению эффективности усвоения учебного материала и практических навыков» Программы развития опорного университета на 2017–2021 гг.