Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Образный ряд апокалиптических произведений Альфреда Шнитке

Л.Ф. Семеренко, Т.С. Путинцева, Н.В. Усачева
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.07-18.062

 

Л.Ф. Семеренко,

доц. кафедры фортепиано,

заслуженный работник культуры РФ

Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: lubov_semerenko@mail.ru

Т.С. Путинцева,

преподаватель кафедры фортепиано

e-mail: pytyats931@mail.ru

Н.В. Усачева,

заместитель директора

по научно-исследовательской и инновационной деятельности

e-mail: natali.usacheva@gmail.com

Губкинский филиал

Белгородского государственного института искусств и культуры

 

 

Исследованы некоторые произведения композитора А. Шнитке, определяющие общую эмоциональную направленность его творчества. Здесь и народная книга о Фаусте, которая вобрала бесчисленные легенды и слухи о личности чародея, его контактах с потусторонним миром, его раскаянии и трагическом конце. Эти легенды, ставшие темой пятивекового осмысления Фауста, вдохновляли выдающихся писателей, музыкантов, художников разных эпох. Авторы приводят примеры из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др. В музыке тему фаустианы продолжает опера А. Пуссена, опера Ф. Бузони, опера А. Шнитке «История доктора Фауста» и одно из гениальных сочинений Т. Манна «Доктор Фаустус». Рассмотрена тема апокалипсиса в искусстве с точки зрения дальнейшего развития духовной культуры общества.

Ключевые слова: aпокалипсис, А. Шнитке, образный ряд.

 

Литература

  1. Акишина Е. Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке. М., 2003.
  2. Андреев Л. Дневник Сатаны. М. 2010.
  3. Бараш Е., Урбах Т. Симфонии А. Шнитке. Мысли композитора и аналитический комментарий. М., 2009.
  4. Ивашкин А. Шостакович и Шнитке: к проблеме большой симфонии. М., 1995. С. 1–8.
  5. Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке. М., 1994.
  6. Кириллина Л. Сонатный цикл и сонатная форма в представлениях Бетховена // Музыкальный язык, жанр, стиль. М., 1987. С. 96–114.
  7. Ковалевский Г. Симфония Шнитке и оратория Леверкюна: музыкально-литературные параллели. URL: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Kovalevsky.pdf
  8. Манн Т. Доктор Фаустус. М., 2009.
  9. Польская И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика. Харьков, 2001.
  10. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины ХХ века: страны Европы и Америки. Л., 1986.
  11. Савенко С. Аннотация к концерту в Большом зале консерватории от 27 февраля 1989 г.
  12. Тиба Д. Симфоническое творчество А. Шнитке. Опыт интертекстуального анализа. М., 2004.