Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Университеты третьего поколения в современных социально-экономических условиях

А.А. Воинова
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.03-18.024

А.А. Воинова,

ассистент кафедры социологии и гуманитарных наук,

руководитель Центра международной академической мобильности

Государственный университет «Дубна»

e-mail: parizhanka1@rambler.ru

 

Рассмотрена концепция университетов третьего поколения, формирующихся в новых социокультурных и экономических условиях. Обозначены глобальные вызовы, противостоящие мировой системе высшего образования и классическому университету как ее базису. Описаны процессы трансформации университета из классического социального института в субъект экономики, занимающийся производством научно-образовательных услуг. Проанализированы основные подходы к определению понятия «третья миссия университета» и лежащие в ее основе теории предпринимательского университета. Отмечаются основные направления предпринимательской деятельности университета третьего поколения, заключающиеся в подготовке специалистов-инноваторов, производстве и трансфере инновационных продуктов заинтересованным общественным субъектам на возмездной основе, коммерциализации образовательных продуктов, привлечении извне материально-финансовых ресурсов для развития университета, создании объектов инновационной инфраструктуры, формировании предпринимательской культуры сотрудников и студентов и др.

Ключевые слова: третья миссия университета, университет третьего поколения, предпринимательский университет, информационное общество, классический университет, экономика знаний.

Литература

  1. Балмасова Т.А. «Третья миссия» университета — новый вектор развития? // Высшее образование в России. — 2016. — № 8–9. — С. 48–55.
  2. Кусаргашева Л.В., Муромцева А.К., Сабитова Д.Н. Российская высшая школа на пути формирования экономики знания: глобальный аспект // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 39 (318). — С. 51–58.
  3. Николаева Е.М., Щелкунов М.Д., Ившина О.Я. Феноменология потребительства. Личностное и институциональное измерения. — Казань, 2014.
  4. Щелкунов М.Д. Университеты нового поколения // Вестник экономики, права и социологии. — 2017. — № 1. — С. 187–192.
  5. Щелкунов М.Д. Университеты перед лицом глобальных вызовов: российский путь // Поиск. Альтернативы. Выбор. — 2016. — № 3. — С. 48–59.
  6. Clark B.R. Sustaining Change in Universities. — Open University Press, 2004.
  7. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organisational Pathways of Transformation, Issues in Higher Education. — Oxford, 1998.
  8. Etzkowitz H., Dzisah, J. Rethinking development: circulation in the triple helix // Technology Analysis & Strategic Management. — 2008. —Vol. 20. — № 6.