Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Кадровый потенциал высшей школы: достигли «дна» или тонем?

Е.В. Романов, Е.В. Романова
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.1-18.077

Е.В. Романов,

д-р пед. наук, проф. кафедры менеджмента

e-mail:evgenij.romanov.1966@mail.ru

Е.В. Романова,

аспирант

e-mail: catrin.vladimirovna@yandex.ru  

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

 

Представлен долгосрочный прогноз развития высшего образования до 2026 года. Потенциальные риски человеческого капитала государственных вузов определяются несоответствием реального финансирования высшего образования нормативам, установленным законом «Об образовании в Российской Федерации», возможным снижением численности профессорско-преподавательского состава до 192,9 тыс. человек к 2018 / 2019 учебном году. На основе предложенного нового подхода к проведению и представлению результатов стратегического анализа как системообразующего компонента стратегии вуза обосновывается, что вузы обладающие стабильной численностью ППС с большой удельной долей ППС до 40 лет, могут достаточно эффективно противостоять существующим угрозам. Сокращение ППС на фоне снижения удельного веса ППС до 40 лет в общей численности преподавателей предполагает две альтернативы: сокращение числа реализуемых образовательных программ или увеличение числа дисциплин, приходящихся на 1 ППС, и неизбежное падение качества образования.

Ключевые слова: стратегический анализ, «обратный» SWOT-анализ, долгосрочный прогноз.

Литература

  1. Романов Е.В. Финансирование вузов в целях стимулирования инновационного развития: подходы и механизмы // Университетское управление: практика и анализ. — 2015. — № 4 (98). — С. 87–105.
  2. Романов Е.В. Управление инновационным развитием вуза // Вестник университета. — 2013. — № 15. — С. 91–98.
  3. Шереги Ф.Э., Рыбаковский Л.Л. и др. Численность учащихся и персонала образовательных учреждений РФ. Прогноз до 2020 г. и оценка тенденций до 2030 г. — М., 2013.
  4. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. и др. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского состава, число образовательных организаций РФ. Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года. — М., 2015.
  5. Клячко Т.Л. Новые тенденции в развитии образования // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 5 (105). — С. 28–35. DOI 10.15826/umj.2016.105.041
  6. Романов Е.В. Методология и теория инновационного развития высшего образования в России. — М., 2016.
  7. Федеральная служба государственной статистики. Интерактивные приложения. Возростно-половая пирамида. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/apps
  8. Федеральная служба государственной статистики. Демографический прогноз до 2030 г. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography
  9. Российский статистический ежегодник. 2016. — М., 2016.
  10. Романов Е.В. Императив инновационного развития высшего образования в России // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 2. — С. 10–19.