Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Возможности и функции информационных технологий как инструментов самореализации студентов в образовательном пространстве вуза

Е.Н. Шутенко
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.11-17.078

 

Е.Н. Шутенко,

канд. психол. наук, доц. кафедры социологии и управления

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова

e-mail: shutenko@bsu.edu.ru

 

Обосновывается необходимость внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс вуза в качестве стимуляторов процесса самореализации студентов. Описывается личностно ориентированная модель применения информационных технологий в высшей школе, которая раскрывается в рамках двух контуров функций — актуальном и потенциальном. Актуальный контур образуют такие функции, как дескриптивная, репрезентативная, экспонирующая, навигационно-ориентационная, поисково-эвристическая, импритинговая, адаптивная, фасилитационная, инновационная и др. Контур потенциальных функций информационных технологий составляют такие функции, как рефлексивная, конструктивно-моделирующая, активизирующая, транслимитивная, темпоральная, инклюзивная, мотивирующая и др. Вместе оба данных контура функций образуют общее информационное пространство возможностей для самореализации студентов в режиме субъект-субъектного образовательного процесса.

Ключевые слова: высшая школа, информационные технологии, самореализация студентов, онлайн-образование, актуальные и потенциальные функции информационных технологий в образовании.

 

Литература

1.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М., 2005.

2.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М., 2000.

3.Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. — М., 2006.

4.Меламуд В.Э. Информатизация образования как условие его модернизации. — М., 2004.

5.Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. — Орел, 2000.

6.Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). — М., 2007.

7.Ситаров В.А. Электронные формы учебников в образовательном пространстве // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 3. — С. 30–39.

8.Ситаров В.А., Шутенко А.И. Прескриптивная модель применения современных информационных технологий в высшей школе // Вопросы новой экономики. — 2015. — № 4 (36). — С. 101–107.

9.Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели // Высшее образование в России. — 2004. — № 8. — С. 34–39.

10.Шутенко А.И. Личностное измерение как императив информатизации образования в высшей школе // (Вестник высшей школы). — 2012. — № 10. — С. 35–39.

  1. Bates A.W. Outlook for Online Learning and Distance Education. — Contact North; Ontario; 2011.
  2. Becker H.J. Pedagogical Motivations for Student Computer Use that Leads to Student Engagement // Education Technology. — 2000. — № 40 (5). — С. 5–17.
  3. Cox M., Webb M., Abbott C., Blakeley B., Beauchamp T., Rhades V. ICT and Pedagogy: a Review of the Research Literature. — London, 2003.
  4. Scheuermann F., Pedró F. Assessing the Effects of ICT in Education: Indicators, Criteria and Benchmarks for International Comparisons. — OECD: Publications Office of the European Union, 2009.
  5. Voogt J., Pelgrum H. ICT and Curriculum Change. Human Technology // An Interdisciplinary Journal on Humans in ICT Environments. — 2005. — № 1 (2). — С. 157–175.

 

 

 

Статья подготовлена в рамках программы развития опорного университета на базе БГТУ им. В.Г. Шухова (Договор № А-85/17 от 27.04.2017 г).