https://doi.org/10.20339/AM.06-17.076
М.М. Дунский,
старший преподаватель
кафедры электроэнергетики и физики
Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова,
Республика Казахстан
e-mail: Astronom1986@mail.ru
Рассмотрено содержание высшего профессионального образования по специальности «Физика» в некоторых странах мира: Республике Казахстан, Российской Федерации, Королевстве Нидерландов и бывшем СССР. Исследовано, опираясь на официальные документы, регулирующие образовательный процесс (государственные стандарты, учебные планы специальностей университетов), распределение времени теоретического обучения на различные циклы дисциплин при подготовке специалистов в области физики: математические дисциплины, физические (профессиональные) дисциплины, дисциплины компонента по выбору и дисциплины (гуманитарные и общеобразовательные, напрямую не относящиеся к профессиональной деятельности). Указывается на перекос в содержании физического, как и вообще естественнонаучного, образования в сторону его гуманитаризации в странах постсоветского пространства.
Ключевые слова: высшее образование, содержание образования, проблемы содержания образования, российское образование, казахстанское образование, физическое образование, физика, сравнительный анализ.
Литература
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686. Направление 510400 «Физика, бакалавриат». — М., 2000.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 08.11.2009 № 711. Направление 510400 «Физика, бакалавриат». — М., 2009.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 07.08.2014 № 711. Направление 510400 «Физика, бакалавриат». — М., 2014.
4. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования. Утвержден постановлением правительства Республики Казахстан от 23.08.2012 № 1080. Введен в действие с 01.09.2013. Приложение 82. — Астана, 2012.
5. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования. Утвержден постановлением правительства Республики Казахстан от 23.08.2012 № 1080. Введен в действие с 01.09.2013. Приложение 85. — Астана, 2012.
6. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования. Утвержден постановлением правительства Республики Казахстан от 23.08.2012. С изменениями от 13.05.2016. Приложение 85. — Астана, 2016.
7. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы. — М., 2000. — С. 7.
8. URL: http://archives.nato.int/scientific-and-technological-training-and-manpower-in-ussr;isad
9. URL: http://www.planet-kob.ru/analytics/2614
10. URL: http://archives.nato.int/uploads/r/null/6/1/6109/AC_137-D_40_ENG.pdf
11. URL: http://www.phys.msu.ru/rus/students/education-plans/
12. URL: https://ria.ru/abitura_world/20160905/1475519112.html
13. URL: http://ria.ru/sn_edu/20130910/956477049.html
14. URL: https://studiegids.leidenuniv.nl/studies/show/4393/natuurkunde