https://doi.org/10.20339/AM.05-17.088
В.А. Мейдер,
д-р философ. н., проф.
Волжский гуманитарный институт
Волгоградского государственного университета
e-mail: v.meider@yandex.ru
Представлено комплексное аналитическое исследование философско-педагогического и гуманистического наследия всемирно известного российского врача-хирурга Николая Ивановича Пирогова, которое, подчеркивает автор, также дает представление о нем как о глубоком философе-мыслителе. Отражено единство философских, педагогических и гуманистических идеалов в жизни и научной деятельности Н.И. Пирогова, работы которого во многом мотивировали рост интереса как педагогов, так и учащейся молодежи России к творческой деятельности российских просветителей и гуманистов XIX в. Подробно охарактеризованы взгляды Н.И. Пирогова на роль и значение образования и высших учебных заведений в общественном развитии страны. Сделан авторский вывод о непреходящем значении духовного наследия Н.И. Пирогова как философа-мыслителя для современности.
Ключевые слова: воспитательный процесс, образование, гуманизм, нравственность, философское мировоззрение, философия образования, личные качества человека.
Литература
1. Богуславский М.В. Н.И.Пирогов: педагогические идеалы и жизненные реалии // Проблемы современного образования. — 2010. — № 6.
2. Державин Н.С. Педагогические идеи Н.И. Пирогова. — Тифлис, 1907.
3. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 9 т. — М.–Л., 1961. — Т. 1.
4. Мусин-Пушкин А.А. Н.И. Пирогов как человек. — Пг., 1916.
5. Памяти Николая Ивановича Пирогова (1810—1910). Сб. ст. — СПб., 1910.
6. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1985.
7. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. — Иваново, 2008.
8. Современное значение педагогических идей Пирогова. Сб. ст. — СПб, 1911.
9. Троцкий Л. Н.И. Пирогов / Перед историческим рубежом. Политические силуэты. — М.–Л., 1926.
10. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Пирогова / Собрание сочинений: В 11 т. — М.–Л., 1948—1952. — Т. 3.