Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О роли и месте проблемного обучения в современном высшем образовании

Г.И. Ибрагимов
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.12-16.021

 

Г.И. Ибрагимов,

д. педагог. н., проф.,

чл.-корр. Российской академии образования,

заслуженный деятель науки РФ и РТ

Казанский национальный исследовательский технологический университет

e-mail: guseinibragimov@yandex.ru

 

Показано, что в современных культурных условиях проблемность становится нормой профессиональной деятельности. На основе анализа основных ожиданий работодателей от выпускников высшей технической школы выделены основные требования к современной модели обучения в высшей школе. Обоснован вывод о том, что в современном высшем образовании проблемно ориентированное обучение следует рассматривать как базовый тип обучения, своего рода системную основу, позволяющую интегрировать возможности и технологии обучения. Рассмотрены возможности проблемного обучения в реализации идеи практикоориентированности. Предложен основанный на принципе проблемности подход к структурированию содержания учебного материала в рамках учебника. Рассмотрена роль проблемного обучения в повышении эффективности самостоятельной работы студентов как средства формирования опыта творческой деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, компетентностный подход, ключевые компетенции, проблемное обучение, практикоориентированность, самостоятельная работа.

 

Литература

  1. Бозиев Р.С. Отечественная педагогика и образование: между прошлым и будущим // Педагогика. — 2016. — № 1. — С. 3–11.
  2. Змеева Т.Е. Формирование самостоятельной творческой деятельности при обучении иностранному языку // Высшее образование в России. — 2015. — № 11. — С. 154–158.
  3. Ибрагимов Г.И. Теория обучения. — М., 2011.
  4. Ибрагимов Г.И. Сущность и ведущие принципы концентрированного обучения // Инновации в образовании. — 2013. — № 5. — С. 14–26.
  5. Карпов А.О. Три модели обучения // Педагогика. — 2009. — № 8. — С. 14–26.
  6. Махмутов М.И. Некоторые особенности проблемного обучения // Советская педагогика. — 1970. — № 9. — С. 49–57.
  7. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Вопросы теории. — М., 1975.
  8. Мухаметзянова Г.В., Ширшов В.П., Ибрагимов Г.И. Концепция развития системы среднего профессионального образования в Республике Татарстан. — Казань, 1999.
  9. Новиков А.М. Основания педагогики. — М., 2010.
  10. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.
  11. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе // Вопросы образования. — 2012. — № 1. — С. 6–58.
  12. Толкачева К.К. Экспертный семинар как форма реализации целей проблемно ориентированного обучения специалистов в области техники и технологии: Автореф. дис. … к. пед. н. — Казань, 2015.