http://dx.doi.org/10.20339/AM.07-16.067
В.Н. Фомин,
к. социолог. н., доц. кафедры социологии и управления
e-mail: fomin@nm.ru
И.А. Гладкова,
старший преподаватель кафедры социологии и управления
e-mail: inna.gladk@yandex.ru
Белгородский государственный технологический университет
имени В.Г. Шухова
Рассмотрен генезис концепции маркетинга в сфере образования и ее трансформация в практику социального маркетинга в образовательной деятельности высших учебных заведений. Выявлены причины указанной трансформации, приведены особенности нового подхода, его отличия от коммерческой разновидности маркетинга. Обоснованы необходимость и целесообразность социального маркетинга как инструмента управления и содействия в профессиональном становлении студенческой молодежи, релевантного современным рыночным условиям и традициям отечественной высшей школы. Для реализации социального маркетинга предложен метод формирования трех типов субъектов управления: социально-формирующей среды вуза, специализированной социально-маркетинговой службы, института кураторов и тьюторов. Автор подчеркивает, что необходимый опыт в российской высшей школе для этого имеется.
Ключевые слова: социальный маркетинг, маркетинг в сфере образования, социально-маркетинговая служба.
Литература
1. Белаш О.Ю., Рыжов Н.Г., Шестопалов М.Ю. Маркетинговая деятельность технического университета // Инновации. — 2011. — № 3. — С. 12–17.
2. Зиннуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. — Уфа, 1993.
3. Канецкий Е.А., Соловьев Н.А. Образовательный маркетинг — одно из условий успешности современного университета // Совет ректоров. — 2011. — № 10. — С. 15–19.
4. Панкрухин А.П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию // Alma mater (Вестник высшей школы). — 1997. — № 1. — С. 25–30.
5. Сергеева М.Г. Маркетинговая служба как инструмент рынка труда и рынка образовательных услуг // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2011. —№ 11. — С. 60–67.
6. Голодец Б.М. Современная концепция социального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 6. — С. 3–9.
7. Лефевр Р.К. Интегративная модель социального маркетинга // Журнал социального маркетинга. — 2011. — № 1. — С. 54–72.
8. Фомин В.Н., Гладкова И.А. Структура и роль социокультурной среды вуза при формировании общекультурных компетенций бакалавров // Наукоемкие технологии и инновации. — Белгород, 2014. — С. 283–293.
9. Фомин В.Н. К вопросу о классификации общекультурных компетентностей по направлениям подготовки бакалавров, осуществляемой БГТУ им. В.Г. Шухова // Наукоемкие технологии и инновации. — Белгород, 2014. — С. 260–266.
10. Фомин В.Н., Уральский В.И., Фомина Е.В. Методология социального маркетинга в деятельности учреждений дополнительного профессионального образования. — Белгород, 2002.
11. Фомин В.Н. Социальный маркетинг в образовательной деятельности современного вуза. — Белгород, 2008.
12. Гапоненко А.В. Основные требования к построению образовательной среды университета при двухуровневой системе подготовки специалистов (методологический и методический аспекты). — Краснодар, 2010. — С. 39–44.