Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

М.Д. Купарашвили

Freedom: Old Truths Need To Be Rediscovered

Для цитирования Купарашвили М.ДСвобода: старые истины требуют переоткрытия // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 1. С. 18–24. DOI: 10.20339/AM.01-23.018   

 

УДК 122/129 

DOI 10.20339/AM.01-23.018               

 

М.Д. Купарашвили,

д-р филос. наук, профессор

кафедра философии

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

e-mail: kuparashvili@rambler.ru

 

Этот более чем беглый анализ понятия «свобода» является попыткой не только охватить актуальные способы его прочтения и интерпретации, но и обосновать необходимость раскрытия его содержания в понятных современнику словах. Свобода как сугубо человеческое явление, тесно связанное с духовно-нравственным сознанием, предписывает личности самодостаточность и отсутствие принуждения в действиях и помыслах. Реализация принципа самоограничения через свободу воли открывает богоприродную сущность человека. Статья никак не может претендовать на полноту фиксации аспектов актуальности и глубины анализа заявленных направлений. Важно лишь то, что философское переосмысление свободы — требование дня. Старые истины требуют переоткрытия. Другими словами, прежние способы присвоения данной, безусловно базовой ценности общества в современной действительности находятся в нерабочем состоянии. Следовательно, требуются новые способы анализа и обоснования содержания понятия, новые языковые формулировки, так как в уразумении сакрального значения свободы скрыта тайна непреходящей ценности человека.

Ключевые слова: cвобода воли и выбора, свобода и сознание, самоограничение, суверенность мышления, ответственность, богоподобие, грех, праведность, Закон Моисея, благодать.

 

Литература

  1. Платон. Государство // Платон. Сочинения в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1971. С. 89–454.
  2. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 376–643.
  3. Дидро Д. Сочинения в 10 т. Т. 1. Философия. М.–Л., Academia, 1935. 498 с.
  4. Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. 798 с.
  5. Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. Часть 1. М.: Мысль, 1965, 542 с.
  6. Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума // Спиноза Б. Сочинения в 2 т. Т. 1. СПб.: Наука, 2006. С. 215–251.
  7. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. Часть третья // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 470 с.
  8. Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М.: Мысль, 1975. 433 с.
  9. Библия.
  10. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990, 837 с.
  11. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1991 173 с.
  12. Зеньковский В. История русской философии. М.: Академический Проект; Раритет, 2001. 878 с.
  13. Ясперс К. Смысл и постижение истории. М., 1991. 527 с.

 

Post-education, what after? Part 2

Для цитирования: Купарашвили М.Д. Постобразование, что после? Часть 2 //  Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. №4. С. 14-18. .DOI: 10.20339/AM.04-22.014

УДК 101+371

https://doi.org/10.20339/AM.04-22.014

 

М.Д. Купарашвили,

д-р филос. наук, проф.

кафедра философии

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

e-mail: kuparashvili@rambler.ru

 

Во второй части рассматриваются основные принципы формирования личности посредством образования; вырабатывается система этических критериев, которые позволяют нормально существовать в эпоху постмодерна; делается акцент на построение правильной стратегии, которая ориентировала бы образование на подготовку новых поколений к участию в системах производства полного цикла.

Ключевые слова: преднамеренное изменение личности, информация и знание, методология мышления, эпоха неопределенности, этическая система ценностей, расслоение общества, проектирование идеологических целей.

 

Литература

 

  1. Амонашвили Ш. Истина Школы. М.: Свет, 2018. 112 с.
  2. Купарашвили М.Д., Ветрова-Деглан М.С. Гендер и трансгендер в проблеме пола // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 10. С. 77–81.
  3. Купарашвили М.Д. Материнство — невидимая проблема // EESJ. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). 2017. С. 44–49.
  4. Ветров С.А., Конишевский Д.В. Цифровой двойник — воплощение антиутопии // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 9. С. 69–72. DOI 10.20339/AM.05-19.069

Post-education, what after? Part 1

Для цитирования: Купарашвили М.Д. Постобразование, что после? Часть 1 //  Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. №3. С. 9-15. .DOI: 10.20339/AM.03-22.009

УДК 101+37.01

https://doi.org/10.20339/AM.03-22.009

 

М.Д. Купарашвили,

д-р философ. наук, профессор кафедры философии

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

e-mail: kuparashvili@rambler.ru

 

Озабоченность преподавателей, школьников и родителей современным состоянием образования регулярно освящается как в СМИ, так и в фундаментальных аналитических работах специалистов. Необходимость новых способов и методов организации образования упирается, с одной стороны, в официальные стандарты, совершенно не легитимные в глазах общественности, а с другой — в отсутствие альтернативных жизнеспособных проектов, основанных на преемственности образовательных конструктов, с учетом традиционно-культурных особенностей русского народа, которыми так богата отечественная педагогика и психология.

Ключевые слова: преднамеренное изменение личности, информация и знание, методология мышления, эпоха неопределенности, этическая система ценностей, расслоение общества, проектирование идеологических целей.

 

Литература

  1. Амонашвили Ш. Истина Школы. М.: Свет, 2018. 112 с.
  2. Косьмин А.Д., Косьмина E.А. О тревожном тренде трансформации целевых ориентиров реформирования российской системы образования в риски // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 9. С. 5–11. DOI:  10.20339/AM.09-19.005
  3. Кравченко Л.В. О необходимости реформ системы образования // Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53). С. 101–104.
  4. Алексеенко В. Социально-философский смысл категории «система управления качеством образовательной деятельности вузов» // Общество и культура. 2008. № 8. С. 53–56.
  5. Официальный сайт газеты «Аргументы и факты». URL: https://aif.ru/
  6. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/
  7. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.
  8. Асмолов А.Г. Выступление на совещание о развитии системы образования у премьер министра. URL: https://asmolovpsy.ru/ru/publications/169
  9. Асмолов А.Г. ЕГЭ связан с ситуацией стресса не больше, чем любой экзамен. URL: https://asmolovpsy.ru/ru/publications/179
  10. Такер Ю. Ужас философии: в 3 т. Т. 1. В пыли этой планеты / пер. с англ. А. Иванова. Пермь: Гиле Прес, 2017. 184 с.
  11. Хармер Г. Weird-реализм: Лавкрафт и философия / пер. с англ. Г. Коломийца и П. Хановой. Пермь: Гиле Пресс, 2020. 258 с.
  12. Базарный В.Ф. Почему стандарты знаний ведут к расщеплению личности? URL: http://www.hrono.info/proekty/bazarny/bzrn_stand.php
  13. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. URL: https://nsportal.ru/node/21540/2011/10/sukhomlinskiy-v-a-sto-sovetov-uchitelyu
  14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 т. Т. 1. Вопросы воспитания. М.: Госучпедгиз, 1953. 638 с.
  15. Суханова Н.П. Приоритетность критического мышления: новые практики современной высшей школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 3. С. 14–17. DOI: 10.20339/AM.03-21.014
  16. Ясюкова Л. URL: https://vk.com/vladimir_bazarny