Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Перспективы становления и развития отечественной социальной педагогики в контексте решения проблем построения нового общества

 

Рассмотрены проблемы развития социальной педагогики в процессе формирования гармоничного человека и построении нового общества в России. Анализ основан на ситуативных социальных процессах как в современной России, так и мировом сообществе.

Ключевые слова: социальная педагогика, социальные процессы, социальная среда, социальные отношения, духовность, социализация.

Социальная педагогика как научная система

 

Методология социальной педагогики связана с реальной педагогической действительностью, организуемой и протекаемой в конкретной социокультурной среде.

Социальная среда (социальная сфера, социум, общество, социальная система) — понятие, состоящее из двух слов: «социальная» (социум) и «среда». В интеграции они образуют феномен, обладающий определенными характеристиками и смыслами. Понятие «социальная» выступает определением, указывающим на специфику научного познания педагогики.

Название «социальная педагогика» указывает на то, что объект ее — человек в процессе всего онтогенеза, бытийный мир которого есть мир прежде всего социальный. Таким образом, социальная педагогика есть теория и практика познания, регулирования и реализации воспитательно-образовательными средствами процесса становления (социализации) человека, обретения им определенного социального образа, соответствующего нормам, смыслам и эталонам конкретного исторически сложившегося общества (социума). Воздействуя на человека, социальная педагогика прямо и косвенно воздействует на среду его обитания, гармонизируя его отношения с внешним миром, материальным и духовным.

Социальная среда как объект изучения (познания) в большей мере относится к социологии. Объект социологического познания — вся совокупность социальных отношений, общественных связей, которые в каждом конкретном социуме (сообществе) исторически организованы особым образом, имеют свой индивидуальный социокультурный архетип.

Социология как научная система охватывает социальные образования и социальные процессы, исследует всю совокупность общественных институтов и явлений, таких как народ, этнос, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, а также различные виды общественных образований (молодежные, экономические, политические и др.), их основы, формы, развитие, возникновение и исчезновение. «Социология является учением об общественной жизни человека, рассматриваемой как совокупность взаимодействий индивидов между собой» [3. С. 430].

Можно заключить, что без глубокой социологической оценки реальной социальной ситуации просто невозможно выработать соответствующие социально-педагогические технологии, программы, методы воздействия, способные активно и эффективно влиять на изменение среды в ту или иную сторону.

 

На важность социологии для социальной педагогики указывает известный социолог С.И. Григорьев, который считает, что социология «позволяет изучить и осмыслить социальные условия и общественный механизм социализации человека, контекст его социального воспитания, становления как субъекта гражданского общества и социально-базовых отношений. Она дает возможность охарактеризовать сущность и формы стратегии и технологии социализации, ее составляющие, тенденции и процессы их совершенствования, раскрыть специфические и универсальные направления его оптимизации, механизмы модернизации, сочетания с традициями обеспечения своевременной и адекватной времени социализированности человека» [2. С. 10—11].

 

Вышесказанное позволяет считать, что социальная педагогика есть пограничное научное направление между социологией и классической педагогикой. Это, естественно, предполагает достаточно широкий горизонт социально-педагогической деятельности.

Многие ученые пишут о том, что правомерно говорить о социальном, социально-средовом и индивидуальном уровнях социальной педагогики. В контексте этих рассуждений мыслит и С.И. Григорьев, который придает социальной педагогике особое значение в гармонизации современного российского общества, преодолении отрицательных социальных и педагогических последствий вульгарно-рыночных реформ 1990-х гг. [2. С. 9—10].

 

Методология социальной педагогики

 

В большей мере методологические знания отечественной социальной педагогики на сегодняшний день включают общенаучные знания (фундаментальные положения и теории), методологические знания социальной педагогики западных стран, а также философские идеи и концепции, отражающие мировоззрение конкретных исследователей, как правило, представляющих самые разные научные дисциплины. В меньшей мере — отечественные теории и положения, отражающие исторические философские и социокультурные особенности развития российского общества и человека.

Выделим основные причины такой ситуации:

¨      небольшой срок официального становления в России статуса социальной педагогики как науки (1991 г.);

¨      отсутствие научной согласованности у российских ученых (философов, социологов, психологов и педагогов) о соотношении социальной педагогики с другими научными дисциплинами, ее научном аппарате (прежде всего об объекте и предмете);

¨      ориентация значительной части научно-образовательного социально-педагогического сообщества России на готовые методологические и теоретические положения, методический и технологический потенциал западных стран;

¨      упрощенное понимание и восприятие определенной частью научно-образовательного сообщества России социальной педагогики — его ориентация лишь на практическое решение социальных проблем, ограничение поиска пути решения конкретной проблемы конкретной социальной ситуацией, что не предполагает установления каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе (этим грешат не только отдельно взятые ученые, но и целые институты, факультеты, кафедры);

¨      практически непроявляемый интерес к социальной педагогике со стороны государства, правительства, министерства образования и науки.

Выход из создавшейся ситуации достаточно сложен, требует времени, огромной политической воли, напряженного научного труда на основе: отечественных философских идей, концепций и положений, отражающих ментальность отечественной культуры. Он также требует социологических теорий состояния и развития общества, учитывающих архетипические свойства и принципы жизненной организации русского и других коренных народов РФ с учетом современной мировой социокультурной ситуации. И, разумеется, приемлемого для великой страны финансирования всей системы образования (выше пресловутых 4% ВВП).

Начало этому процессу должно быть положено признанием всеми учеными и специалистами, работающими в соответствующей области, социальной педагогики как самостоятельной научной дисциплины с собственной методологией, собственным научным аппаратом и базовым исследовательским методом.

Методология социальной педагогики — это прежде всего учение о структуре, логической организации научной и социально-педагогической деятельности. Цель социальной педагогики как науки — научно-педагогическое обоснование взаимодействия человека и социума, где социальная среда и социальная культура — определяющие факторы и условия развития человека и общества.

 

Историзм — принцип определяющий

 

Социальная педагогика как наука сегодня находится в стадии становления. Идет сложный процесс построения собственной методологии, фундаментальных и рабочих теорий, отвечающих особенностям российской действительности, истории и ментальности русской культуры.

Подход, основанный на методологических принципах историзма, ментальности российской культуры, культуроцентризма, должен преодолеть существующую сегодня рассогласованность и фрагментарность социально-педагогического знания в формировании его как науки. Развитие научной теоретической базы для работы в сфере социальных проблем очень важно для социально-педагогической деятельности.

По своей основополагающей сущности социальная педагогика выступает как теория и практика гармонизации социальных отношений и взаимодействий, что невозможно без органической интеграции с социологией и другими смежными социальными и гуманитарными науками.

Как уже отмечено, в основе как эмпирического (опытного) так и прикладного исследования, включая теоретическое, лежат определенные методологические обоснования, подходы, выражающие как общенаучное, так специфически научное.

Социальная педагогика как наука социальная и педагогическая в организации исследований российского социума не может показать просто высокий уровень своей методологической культуры, получить объективные знания, подтвердить существующие теории либо их развить без учета:

¨      философской картины мира народа (народов) ареала, где проводится конкретное исследование;

¨      социокультурной динамики современного мирового сообщества, социального пространства бытийного мира российского человека;

¨      понимания человека как «био-психо-социо-духовно-космического» феномена.

Идею социальной педагогики как науки сегодня следует рассматривать как реальную перспективу и возможность целенаправленного прогнозирования и организации эффективной социально-педагогической практики.

 

Пессимизм образовательного сообщества

 

Отсутствие интереса к социальной педагогике со стороны российского государства породило определенный пессимизм в научно-образовательном сообществе. Сегодня социальная педагогика (при том, что в РАО существует Институт социальной педагогики) представляет собой слишком ограниченное научное, теоретическое и практическое пространство в сложном и многомерном российском обществе.

Можно возразить: существует же целое направление в социальной сфере — социальная работа, способная расширить поле деятельности социальной педагогики…

Вопросы, касающиеся многомерно сложных социальных проблем современной России, не могут быть решены лишь в рамках одной социальной работы, действующей в строго установленных социально-правовых профессиональных рамках, где она как вид деятельности и социальный институт представляется как технология осуществления социальной защиты населения. Будучи важнейшей технологией реализации социальной политики РФ, социальная работа тем не менее не может решить многие вопросы в сфере социальных проблем.

На первый взгляд кажется: это догматичное утверждение. Однако фактически здесь ставится важная проблема содержания и состояния структуры научной базы как для социальной работы, так и социальной педагогики в сфере социальных проблем. Это требует глубокой и длительной научной работы по определению содержания каждой науки и анализа их отношений к социальной реальности и между собой. Тем самым появляется возможность создания конкретной методологии и формирования фундаментальных и рабочих теорий, определяющих специфику социальной практики[1].

Организуемую и проводимую социальную работу и социально-педагогическую деятельность сегодня можно рассматривать как попытку «подстройки» действий специалиста социальной сферы под практику социальной политики РФ. В основу же перспектив социальной политики страны должны быть заложены фундаментальные теории и соответствующие теоретические модели социогуманитарных дисциплин, включая социальную педагогику, выступающую познавательным инструментарием в моделировании социальной деятельности, дающую представление о системных преобразованиях, ведущую к системной гармонизации всех структур социума и человека, их позитивного развития.

Серьезная и эффективная социально-педагогическая деятельность возможна лишь при наличии в ее основании интегративного комплекса гуманитарных и социальных наук, позволяющих конструировать разнообразные модели профессиональной деятельности. Ведь то, что социальная педагогика предполагает в своей практической деятельности, непосредственно связано с использованием теорий социальных систем и теорий, объясняющих природу человека и человеческого поведения, его развития, обучения, воспитания и социализации.

 

Концептуальный план развития…

 

Уже в недалеком времени социальная педагогика значительно расширит горизонт своего воздействия на общество. По сути она будет выступать главным социальным механизмом реализации идеологии государства и общества. Для современной России это весьма значимо и актуально прежде всего в связи с нарастающими тенденциями ноосферного строительства. Главными критериям социального прогресса в ноосферном обществе будут выступать духовность и нравственность, духовный разум.

В концептуальном плане на передний план сегодня выступают задачи, непосредственно связанные с теоретическими исследованиями социальной педагогики: разработкой и обоснованием социального идеала человека и общества. Это связано с развитием представлений о смысле жизни, ее базовых ценностях, справедливости, добре, о пути, по которому должна идти Россия.

Сейчас, когда в социальной педагогике все более утверждаются и научно обосновываются самые разнообразные модели и технологии, в своих методологических основаниях содержащие базовый принцип экономоцентризма, решение масштабных социально-экономических, культурных, духовно-нравственных преобразований на огромном поликультурном пространстве нашей страны остается проблемным.

Тотальная ориентация современной идеологии и политики многих государств, в т.ч. России, лишь на экономическое развитие (в рамках либерально-рыночной идеологии) в ущерб политике социокультурного и духовно-нравственного развития подчиняет этой ориентации все социальные институты, втягивает, по меткому определению В.П. Казначеева, в «черную дыру» индивидуальное и коллективное сознание, активность и творчество молодых людей, опыт старшего поколения, размывая цели и смыслы жизни, лишая будущего всех.

Несмотря на определенные усилия, направляемые на развитие профессии социального педагога, основной стиль деятельности последнего в сфере решения социальных проблем остается формально инструментальным. Это касается всех сфер социальной работы[2].

Порожденная либерально-рыночными отношениями тенденция к жесткому реализму и прагматизму не позволяет социальной педагогике эффективно реализовывать свою основную миссию и функцию — способствовать гармонизации человека и общества.

Гармонизация задач духовно-нравственного возрождения человека и общества в России сегодня испытывает острую необходимость в становлении и развитии именно социальной педагогики.

Обозначим основные причины, актуализирующие необходимость развития именно социальной педагогики:

¨      усложнение современного российского общества и человека, связанное с ростом мировой динамики социокультурного развития, процессами глобализации, информатизации, коммуникации;

¨      нарастание масштабов и остроты глобальных и локальных рисков для жизни и здоровья российского человека, связанных как с политикой рыночной либерализации, так и отсутствием национальной идеологии и политики духовно-нравственного развития человека и общества;

¨      рост национального самосознания коренных больших и малых народов, проживающих на территории РФ, их стремление к национальной самоидентификации;

¨      растущие темпы социокультурных изменений в жизни российского человека, значение социально-педагогического формата его социализации (организации жизнедеятельности).

Именно поэтому социальная педагогика может претендовать на высокую социальную востребованность как наука, теория и практика, способствующие гармонизации человека и социума, всех общественных структур и сложнейшей системы их взаимодействия.

 

Для лидерства в социогуманитарном знании

 

Современная социальная педагогика, как уже сказано, сегодня пребывает в сложнейшей ситуации. Оторвавшись в какой-то мере от родной «почвы» и сосредоточив свои основные усилия на «адаптации и социализации» человека к новым условиям жизнедеятельности, она тем самым обрекает себя на роль «малооплачиваемой служанки» социальной политики государства.

Но именно социальная педагогика должна стать лидером в теории и практике социального строительства страны, интегрировании всех компонентов российской культуры и цивилизации — научного, образовательного, духовного, культурного, конфессионального, социального. Это предполагает статусное повышение ее роли в процессе формирования (развития) человека и общества, всех социальных структур и институтов, социогуманитарного знания.

Создаваемое социогуманитарное знание, переведенное в рамки социально-педагогического формата, приобретает новое качество, способность органичного вхождения в социокультурные и социально-технологические механизмы и ресурсы всех структур и пространств российского сообщества. Это должно привести к тотальным изменениям их характеристик и тем самым создать условия для гармоничного развития человека, всех сфер его жизнедеятельности.

Создаваемые социальной педагогикой социально-педагогические ориентиры прямо и косвенно, явно и скрытно начинают воздействовать как на личностном, так и коллективном уровнях, тем самым способствуя гармонизации системы сложнейших взаимоотношений и взаимодействий в российском социуме и в конечном итоге порождая естественное движение социальной материи к новому будущему — будущему ноосферному.

Несмотря на сложное время, «Проект новой социальной педагогики» для ноосферной России требует серьезного, глубокого и всестороннего обсуждения ради выработки новых перспектив и ориентаций. Вместе с хорошими наработками в утвердившемся компетентностном подходе требуются и основательные теоретико-методологические разработки по фундаментальным подходам к реализации накопленного социально-педагогического опыта на принципах культуроцентризма, природосообразности и духовности, а также серьезная работа по утверждению (уточнению) научного аппарата социальной педагогики.

У социальной педагогики как научной дисциплины есть собственная внутренняя структура, основанная на логике присущего ей научного объяснения социальной реальности. Социально-педагогическая деятельность — неотъемлемая часть генезиса российской (русской) культуры и национальной системы образования. Социально-философские основания социально-педагогической деятельности связаны с социокультурным геномом русского народа, его ментальностью и имеют тысячелетний опыт. Системно организованная научная теория социальной педагогики, опираясь на существующий исторический, философский и культурологический исследовательский материал генезиса отечественной культуры и образования, призвана выступать своеобразной «матрицей» целенаправленного процесса организации социально-педагогической деятельности в российском обществе (в образовании и социальной практике).

Создание такой системной теории, выступающей мощным фундаментом для построения целенаправленного социально-педагогического процесса (всех видов деятельности) во всех социальных структурах и институтах общества, должно учитывать сложные взаимопроникающие отношения (их характер) между наукой, теорией и практикой.

 

Проблемы для эмпирического исследования

 

Научное исследование выступает тем механизмом, который нивелирует определенные противоречия, существующие между наукой, теорией и практикой. Научное исследование в социальной педагогике в большей мере сосредоточено на практических проблемах человека и общества, требующих определенных действий в области взаимодействия науки, теории и практики. Все три области системно интегрированы.

Не существует плодотворной теоретической работы без научного эмпирического исследования на практике. Здесь также возникает множество проблем для исследователя, разрешение которых изначально связано с методологической базой конкретного исследования. Проблема нам видится прежде всего в том, что многие представители российского научно-образовательного сообщества из области социальной педагогики по ряду причин не выходят за границы научного поля классической педагогики.

Вместе с тем в современных научных исследованиях социальной педагогики встают конкретные вопросы, носящие причинный характер, требующие глубокого понимания и серьезного объяснения происхождения социальных проблем, от решения которых зависит решение практических социальных вопросов[3].

Отсутствие научного поиска по объяснению причин происхождения социальных проблем в эмпирических исследованиях по социальной педагогике не позволяет построить добротную системную теорию.

И здесь мы (в который уж раз!) сталкиваемся с проблемой интеграции социальных и гуманитарных наук в научном поле социальной педагогики, прежде всего философией и социологией. С.И. Григорьев пишет: «Социологическое знание, целостное социологическое осмысление мегафакторов, воздействующих на развитие и функционирование социальной педагогики, значимо прежде всего в контексте совершенствования теоретико-познавательных функций социальной педагогики, характеризующей мега-факторы социализации для того, чтобы представить процесс социального воспитания в полном объеме, получить аргументы, предпосылки для выявления зависимости социокультурного, духовно-нравственного развития человека в социуме от совокупности глобальных мировых условий бытия людей, тенденций их изменения, а также для выявления их взаимосвязи с микрофакторами, влияния на мезо- и микрофакторы социализации» [2. С. 12].

Проблема интеграции социальных и гуманитарных наук в научном поле социальной педагогики выдвигает на передний план вопрос высокого значения: какие теоретические построения (идеи, концепции, научные направления) способствуют развитию процесса формирования методологии социальной педагогики?

Дело в том, что социальная педагогика, как и любая другая наука, нацелена на системное, комплексное понимание социальной реальности, создание действенных теоретических моделей. Необходимо отметить одно обстоятельство, которое постоянно порождает множество дискуссий — многоуровневый характер природы социальной педагогики как исторической системной интеграции теории и практики социального преобразования.

Современное состояние процесса построения системной теории социальной педагогики пока определяется как собрание определенных концепций, положений и теорий самых разных гуманитарных и социальных дисциплин. Понятно, что построение фундаментальной, общей и целостной теории социальной педагогики не может обойтись без серьезных теорий и теоретических положений, объясняющих смысл существования человеческого сообщества. Прежде всего:

¨      теории человеческих потребностей;

¨      теории общественного действия;

¨      концептуальных положений о природе человека;

¨      теории исторического развития человеческого общества;

¨      теории целостности общества;

¨      теории детерминации социальных процессов;

¨      теорий классической педагогики.

Очевидно, что построение общей, целостной фундаментальной теории социальной педагогики возможно только тогда, если все обозначенные философские, социологические, психологические, антропологические теории и положения будут самым серьезным образом проанализированы, подвергнуты широкому научному обсуждению и приведены к единому методологическому основанию, единой базовой парадигме, соответствующей логике развития ноосферной цивилизации.

 
Заключение
 

Первый шаг к созданию вышеобозначенной теории — создание государственного национального проекта по развитию социальной педагогики. Серьезное внимание к обсуждению научных основ социальной педагогики обещает выход из сложившейся ситуации, который может быть найден общими исследовательскими усилиями тех, кто неравнодушен к социальному состоянию и развитию страны.

Социальная педагогика наряду с семьей и образовательными учреждениями представляет важную социальную конструкцию по реализации программ и традиций общественного развития и социальной защиты человека в XXI в.

 
Литература

1. Постмодерн в современном социогуманитарном знании: закономерное развитие или манипуляция сознанием? — М.: Изд-во РГСУ, 2009. — 165 с.

2.                 Социальная педагогика. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. — 272 с.

3.                 Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА?М, 1997. — 576 с.



[1] Но, к сожалению, сегодня и социальная работа, и социальная педагогика в большей степени утверждают себя как прикладные дисциплины. За 20 лет становления этой науки написаны сотни статей, десятки учебников и учебных пособий и лишь небольшое количество фундаментальных монографий.

[2] Российский книжный рынок просто наводнен специальной литературой о практике социальной работы (отечественной и зарубежной). Предлагаемые публикации, как правило, лишены серьезной теоретико-методологической основы, представляют лишь авторский взгляд на инструментальное решение социальных проблем. Узкопрагматичный подход в профессиональной деятельности социального педагога — результат реализации принципа экономоцентризма в современной идеологии РФ. Фактически фундаментальные теории в сфере социально-педагогической деятельности сегодня просто не востребованы.

[3] Как пример. Анализ диссертационных работ за последние 20 лет, связанных с проблемами социальной педагогики и социальной работы, показывает достаточно узкий эвристический горизонт исследователя. Кроме как указаний на существование имеющихся социальных проблем и тенденций, констатирующих наличие проблем, и фактического материала, подтверждающего выявленные предположения, в работах отсутствуют глубокие и серьезные подходы к исследованию проблематики социальной сферы, показ путей выхода из существующей ситуации.