Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Реформа инновационной системы США. От STEM к STEAM-образованию

 

Представлен прогноз развития STEAM-образования — нового направления в науке, связанного с внедрением перспективных инновационных образовательных технологий и методов.
Ключевые слова:образовательная реформа, технологическое развитие, современное инновационное развитие, STEAM-образование.
 
Синонимом образовательной реформы в США и стремления улучшить конкурентоспособность американской экономики стало STEM-образование[1] [2].
Наряду с наукой и высокими технологиями, важнейшей сферой инновационной экономики становятся также креативные индустрии (creative industries) или отрасли и креативная экономика в целом, основанные на творчестве и интеллектуальном капитале. К креативным отраслям относятсякино, музыка, компьютерные технологии, изобразительные искусства, галерейный бизнес, мода, издательское дело, дизайн, архитектура.
Очевидный акцент на креативное направление инновационной экономики США сегодня проявляется, в частности, в том, что в STEM-образование активно включаются творческие, художественные дисциплины, объединенные общим термином Arts. Дисциплинами-лидерами в Arts пока являются промышленный дизайн, архитектура и индустриальная эстетика. В итоге идет процесс активного движения от STEM к STEAM образованию.
Все больше специалистов в США склоняются к мнению о том, что образовательная реформа в направлении STEM-дисциплин не может быть успешной без включения в реформу Arts-дисциплин. STEM-образование оценивается как важная и своевременная инициатива, но уделяющая недостаточноевниманиеArts-дисциплинам. Успех образовательной реформы возможен только при превращении STEM в STEAM-образование [3].
 
О единстве точных наук и Arts
 
О необходимости сочетания науки и искусства писали еще такие мыслители, как китайские математики-просветители XI в., а также Леонардо да Винчи.Позднее этого мнения придерживались многие европейские философы и психоаналитики (в частности, К. Юнг).
По мнению американских ученых, противопоставление науки и искусства, столь характерное для современного развития, должно считаться неплодотворным, и оба направления надо развивать в тандеме [4].Попытка активизировать образование только в направлении науки, инженерного дела и математики без параллельного развития Arts-дисциплин может привести к тому, что молодые американцылишатся навыков креативности.
Есть физиологическое объяснение единства научно-технического и Arts-направления в образовании. Так называемая «левая» сторона мозга отвечает за логику. Она помогает заучивать факты и выводить логические заключения. «Правая» сторона мозга отвечает за мышление посредством прямого восприятия и обеспечивает креативное, инстинктивноинтуитивное мышление. Работа обоих полушарий важна: если одно из них не будет работать (в нашем случае правое), то оно, подобно любой мышце тела, станет атрофированным, невостребованным. Поэтому неверно делать выбор между наукой и гуманитарными искусствами, они должны сочетаться.
Точные науки и технологии стимулируют чистые, ясные ответы на вопросы (насколько это возможно), а гуманитарные науки (Arts) решают неопределенные, двусмысленные, неоднозначные вопросы, связанные с сомнениями и скептицизмом. Только единство точной науки и гуманитарных подходов может поддержать инноваторов в современном сложном мире.
В начале1990-х гг. биохимик Р. Рутбернштейн изучил 150 биографий самых известных ученых от Пастера до Эйнштейна. Он исследовал использование левой и правой половин мозга. Как выяснилось, почти все изобретатели и ученые были также музыкантами, художниками, писателями или поэтами: Галилей — поэтом и литературным критиком, Эйнштейн играл на скрипке, Морзе — художником-портретистом и др. Таким образом, креативность стимулировалась и укреплялась посредством практики дисциплин, связанных с правой половиной мозга [3].
Неврологическое исследование, проведенное в 2009 г. Университетом Джона Хопкинса, показало, что Arts-образование улучшает когнитивные (познавательные) навыки студентов, развивает навыки памяти и внимания во время занятий, а также увеличивает диапазон академических и жизненных навыков.
Исторически задача возврата искусств в национальное образование США обосновывалась различными организациями с точки зрения необходимости подготовки всесторонне развитых студентов. Сейчас и в этих кругах активизируется диалог о необходимости использования экономических аргументов в пользу интеграции науки и искусств.
Например, в штате Массачусетс, исходя из необходимости повышения финансового благосостояния посредством креативной экономики, принято законодательство, обязывающее проводить рейтинг школ не только по уровню выполнения учениками стандартных тестов, но также и по тому, насколько учебный план каждой школы способствует усилению креативности учеников. Так называемый «индекс креативности» будет применяться для всех школ штата.
 
Экономические аргументы в пользу креативного образования
 
Искусства открывают новые способы мышления, новые пути установления связей, помогают поддерживать конкурентоспособность посредством стимулирования инноваций и креативности.
Исследования современной индустрии искусства и культуры оценивают ежегодную экономическую деятельность этого секторасуммойUS $160 млрд. Эта сфера экономики США обеспечивает 5 млн. занятых полное время и генерирует US $30 млрддохода для федерального правительства и правительств штатов ежегодно. Причем эти цифры относятся только к некоммерческой деятельности в области искусств и культуры. Правительства же всех уровней тратят менее US $4 млрдна финансирование и поддержку искусств[2].
В 2010 г. организацией «Американцы за искусство» совместно с Американской ассоциацией администраторов школ было проведено исследование «Готовность к инновациям». Исследование продемонстрировало тенденцию, в соответствии с которой все больше компаний предъявляют своим новым сотрудникам требования квалификаций в большей степени художественно-креативного, нежели научно-математического свойства. Компании хотят нанимать работников, обладающих способностью эффективно участвовать в разнообразных мозговых штурмах, решениях актуальных проблем, креативно сотрудничать, вносить и одновременно генерировать и передавать новые идеи [5].
Важность STEAM-образования можно подтвердить анализом экспорта из США. Технология — ключевой аспект товаров и услуг, производимых на экспорт, но именно креативная культура является той «изюминкой», которая позволяет продавать их за рубежом. Чтобы делала корпорация Apple без визуального дизайна своих продуктов, потрясающих рекламных кампаний по привлечению внимания к своим продуктам, соблазнительной легкости дизайна интерфейса? Таким образом, без буквы «А» (Arts) нельзя было бы реализовать даже самые очевидные преимущества по STEM-параметрам.
Arts-навыки в XXI в. более актуальны для широкого сегмента рабочей силы, чем навыки в области STEM. Американская конкурентоспособность в равной мере поддерживается креативными отраслями, их производительностью и экспортом: от кинофильмов, телевидения и всевозможных игр (на них традиционно приходится самая большая доля экспорта) до архитектуры и труда ведущих писателей, дизайнеров, художников-графиков и других специалистов, применяющих воображение для создания новых продуктов и услуг. Дополнительно к этому важна сеть креативных менеджеров на предприятиях (продюсеры, редакторы, финансисты, маркетологи), которые поддерживают и управляют соответствующими сферами бизнеса. Эта прослойка людей, которую социолог Р. Флорида назвал «креативным классом», составляет около 30% всей рабочей силы США [6][3].
 
Противоречие между креативностью и скептицизмом
 
Опыт большинства предпринимателей и менеджеров, которые одновременно занимаются технологическими и креативными вопросами, подтверждает, что в США растет потребность в специалистах, способных, кроме решения технологических вопросов:
¨      участвовать в командных мероприятиях;
¨      выражать свое мнение с учетом меняющейся творческой обстановки;
¨      воспринимать и применять конструктивную критику;
¨      проводить хорошие глубокие презентации.
Эти навыки нельзя получить только в лабораториях или из знания определенных математических алгоритмов. Именно поэтому специалистам приходится все больше и чаще учиться STEAM-дисциплинам.
 
Фактически если креативность, сотрудничество, творческое общение и критическое мышление — ключевые компетенции для успеха в XX в., то их культивирование и развитие невозможно без приближения STEM-дисциплин к Arts.
Однако отношение к STEAM в США пока очень противоречиво и определяется в научной литературе как противоречие между креативностью и скептицизмом [5]. Это противоречие проявляется, в частности, в следующих фактах:
¨    активизировались практические действия со стороны правительственных органов и бизнеса в направлении признания искусств ключевым элементом экономического роста, но при этомArtsсистематически вычеркиваются из списков школьных систем всех уровней под предлогом бюджетных ограничений и несущественности соответствующих дисциплин для образовательного процесса;
¨    наука, как и искусство, является творческим процессом, но образование в области науки, в отличие от обучения в области искусств, развивает совсем другие наборы компетенций и способов мышления. Если школы заставляют учителей формировать учебный материал только в соответствии с требованиями стандартизированных тестов, создается своеобразное ограничивающее окружение учебного процесса, делающее акцент не на инновации, а на простое заучивание. При этом на практике финансирование Arts все больше сокращается[4].
¨    STEM-образование становится зоной усиленного финансирования: растущее число разнообразных некоммерческих организаций предоставляют школам гранты для реализации технологически-ориентированных проектов. Нью-Йорк становится центром открытия новых университетских кампусов. Пример тому — выделение US $100 млн.только на один проект создания Технологической школы Корнельского университета. Многие школы все активнее переключаются на подготовку выпускников технологического профиля, стимулируют кадровое пополнение быстрорастущего рынка специалистов в области стартапов. Что же касается Arts-дисциплин, то город предоставил US $156 млн. за суммарные расходы заведений культурного профиля, что несоизмеримо мало в сравнении со STEM-инвестициями.
В сфере конкуренции за инвестиции и фондирования всех видов практическая наука всегда будет опережать Arts-дисциплины. Настоящая дилемма состоит не в том, чтобы уравнять финансирование науки и искусств. Важнее понять, каким образом можно интегрировать искусство и STEM-дисциплины.
 
Например, Школа дизайна Род-Айленд (Нью-Йорк) запустила программу под названием «От STEM к STEAM», цель которой — укрепление реальных инноваций, порожденных сочетанием ума ученого или технолога с умом художника или дизайнера. Все чаще организуются краткосрочные семинары, позволяющие творчески объединить дух искусства с духом технологического экспериментирования. Здесь уместно высказывание известного физика Р. Фейнмана о том, что научная креативность есть не что иное, как воображение, одетое в строгий костюм. Без искусств STEM-дисциплины не выполнят возложенных на них инновационных задач.
 
Необходимо, чтобы выпускники вузов были компетентными специалистами, в обучениикоторых сочетаются лучшее STEM-образование и лучшие образованием в области поддержания творчества и инновационных навыков. Следовательно, учебные планы школ и университетов в рамках всей образовательной системы должны содержать дисциплины, обучающие навыкам и компетенциям по поддержанию креативности и инновационности.
В пользу возвращения Arts в качестве необходимого компонента национального учебного плана говорят следующие аргументы:
¨    Arts дают экономике в 7 раз больший эффект в сравнении справительственной помощью этой сфере;
¨    родители на школьных собраниях требуют продолжения этого обучения;
¨    профессионалы призывают усилить внимание к сфере искусства, говорят о важности этой сферы для всестороннего развития молодежи [4].
Однако всех этих аргументов пока недостаточно для того, чтобы вернуть Arts в национальную образовательную систему.
Между тем именно развитие и стимулирование креативности является ключом к инновациям. Как отмечают многие исследователи, противоречие между креативностью и скептицизмом привело к рождению самых неожиданных научных открытий[5].
 
Практические шаги на пути к STEAM-образованию
 
Единственный способ исправить положение — понять всем, что Artsне просто своеобразная «красота», а национальный экономический приоритет. Необходимо адаптировать национальные образовательные приоритеты так, чтобы Arts вернулись в учебные планы всех школ, колледжей иуниверситетов как обязательный элемент образовательного процесса. Только так можно обеспечить будущих лидеров нации и создателей будущей экономики необходимыми инновационными навыками.
STEM необходимо превратить в STEAM-образование. Без этого нельзя обеспечить будущие поколения тем уровнем жизни, который существует теперь в США, усилитьинновационную конкурентоспособность страны в глобальном масштабе (уже сейчас США отстают от таких стран Азии, как Китай и Сингапур).
 
Опыт Азии
По данным опроса, родители детей в Китае в отличие от родителей в США считают, что Arts особенно важно для формирования инновационных навыков их детей. Так, роль математики и компьютерных наук оценивается в Китае на 9% (из 100 % всех наук), в США на 52%. Значение креативных подходов для решения инновационных проблем оценивается в Китае на 45%, а в США только на 18%. Предпринимательским и деловым навыкам в Китае уделяется 23%, в США только 16%. Знанию мировых культур: 18% (Китай) против 4% (США). Все это позволяет считать, что в Китае уже существует STEAM-образование, в то время как в США доминирует STEM-подход [4].
Больших успехов в развитии креативной экономики добились и другие азиатские страны, например Сингапур. Еще в 2002 г. была запущена инициатива «Преобразование Сингапура» (RemakingSingapore), нацеленная на превращение этого города-государства в мировой центр креативности, инноваций и дизайна. Новые характеристики ассоциируются с ориентированной на человека социальнопродуманной моделью, объединяющей все составные экономики. Правительство Сингапура реформирует систему образования так, чтобы стимулировать креативные качества молодежи. Один из путей этого — внедрение молодых, по-новому мыслящих талантливых людей в различные государственные структуры, отвечающие за экономическую политику.
 
Отсутствие Arts в образовательной системе США следует считать ненормальным. США будут продолжать ощущать конкуренцию со стороны других стран, которые активно готовят свою молодежь применять креативные и инновационные подходы наряду с развитием технического образования. Если, как считают большинство специалистов, экономическое развитие мира будет основываться на инновациях, то США ради конкурентоспособности с Китаем и другими странами обязаны будут включить Arts в систему образования.
 
Заключение
 
Разработка конкретных планов изучения и использования STEAM-опыта азиатских стран, выделение основных путей повышения конкурентоспособности США в образовательной сфере могли бы стать практическими шагами в направлении национального STEAM-образования.
Наиболее приемлемый план включения Arts в образовательный процесс — это включение искусств в уже существующуюSTEM-программу.STEM-образование уже получило поддержку на всех уровнях власти и бизнеса; необходимо лишь добавитьArts в эту программу. Опыт STEM показал, что как только устанавливается ясная связь между образовательными потребностями для будущего экономики, усиливается желание обсуждать вопросы фондирования таких программ.
STEAM-подход является также наиболее экономически эффективным способом создания новой образовательной системы США, который не требует значительных дополнительных вложений. Например, ряд программ сферы искусства (особенно визуальных искусств, графического дизайна и др.) может быть добавлен в учебный план на базе использования уже существующих компьютерных и иных IT-ресурсов. Большинство школ и университетов, таким образом, уже обладают материальной базой для Arts-дисциплин. Кроме того, спрос на выпускников по специальности «графический дизайн» очень высок на рынке труда.
Для искусств не требуется строительство дополнительных лабораторий и иных дорогостоящих технических условий. Наличных учебных ресурсов может быть достаточно для многих программ Arts. Вместе с тем STEAM потребует увеличения преподавательского состава. Однако и эту проблему можно решить путем возвращения уволенных преподавателей, числящихся сейчас на бирже труда.
Обобщая сказанное, следует еще раз подчеркнуть, что:
¨    Arts-образование является ключом к креативности;
¨    креативность есть важнейший компонент инноваций, их катализатор;
¨    инновации необходимы для создания в будущем новых отраслей в экономике;
¨    новые отрасли, создавая рабочие места, являются основой будущего экономического благосостояния США;
¨    без поддержки STEAM-программ экономическое будущее США может быть существенно «омрачено».
Для того чтобы поддержать модификацию STEM в STEAM, все заинтересованные стороны (руководители бизнеса, профессионалы искусств, представители образовательной системы и др.) должны объединиться, разъясняя правительствам разного уровня, СМИ и общественности в целом потребности включения искусств в национальный учебный план.
Поднятая проблема важна не только для США. STEM-образование развивается во всем мире. Вопросы соотношения технического и креативного направлений в образовании, роли креативности в новой экономике, подготовки новых кадров в этой областиактуальны для всех стран, выбравших путь инновационной экономики.Россия не является здесь исключением.
Хотя в России современные образовательные программы не называются STEM, научно-инженерному образованию уделяется сейчас приоритетное внимание. Это значит, что проблемы движения от STEM к STEAM касаются и нашего образования, как бы они не назывались. С учетом опыта США, глобальных тенденций развития образования решение креативных вопросов нерационально откладывать на потом.
 
Литература
1.                 Волков А., Ливанов Д. Ставка на новое содержание: Ключевые тренды новой парадигмы высшего образования России //Ведомости. — 03.09.2012.
2.                 Эффективность Национальной инновационной системы США: В поисках нового качества университетов. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011.
3.                 Фролов А.В. Роль STEM-образования в «новой» экономике США // Вопросы новой экономики. — 2010. — № 4. — С. 80—91.
4.                 Kyle,Chayka. Can the U.S.'s Science Education Initiative Succeed Without the Arts? A Growing Chorus Says No. — [URL]: http://artinfo.com/news/story/820916/can-the-uss-science-education-initiative-succeed-without-the-arts-a-growing-chorus-says-no
5.                 STEAM — Not STEM Whitepaper. — [URL]: http://steam-notstem.com/articles/whitepaper/
6.                 Tarnoff,John. STEM to STEAM. Recognizing the Value of Creative Skills in the Competitive. — [URL]: http://www.huffingtonpost.com/john-tarnoff/stem-to-steam-recognizing_b_756519.html
7.                 Florida, R. The Rise of the Creative Class. — New York: Basic Books. 2002.
8.                 Florida, R. The Flight of the Creative Class. — New York: Harper Business. 2005.


[1]Акроним STEM означает первые буквы дисциплин наука, технологии, инженерное дело и математика (англ. Science, Technology, Engineering, Mathematics). См. подробнее: Фролов А.В.STEM как приоритетное направление высшего образования США // Alma mater(Вестник высшей школы). — 2012. — № 12.
[2]В эту сумму включены расходы на перестройку местных заведений культуры в таких городах, как Майями, Детройт, Балтимор и др.
[3]С другой стороны, по данным Национального научного фонда США, специалисты в области науки и инженерного дела составляют только 10—15% численности рабочей силы США [5].
[4] Например, так называемый Фонд национальной поддержки Arts (NationalEndowmentfortheArts), являющийся важным источником финансирования в области искусств, объявляется первым кандидатом на сокращение со стороны Республиканской партии. Сообщается о планах полного прекращения государственных субсидий Arts-образования. Разумеется, планов экономии на финансировании развития технического образования нет.
Сколь известно, STEM-критерии в образовании стали актуальны в 2006 г. в рамках Американской конкурентной инициативы Дж. Буша?мл., поскольку именно тогда достигла пика национальная паранойя в вопросах отставания США в технологической области и сфере изобретений от растущих стран-гигантов Китая и Индии. Именно в этом году национальные академии наук США заявили о необходимости улучшения школьного образования в точных науках, переподготовке учителей STEM-профиля и увеличении доли выпускников вузов с техническими степенями.
 
[5]Однако по-прежнему связь между инновациями и экономическим будущим США не понимается настолько сфокусировано, насколько это необходимо.