Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Поддержка инженерного образования

 

22 ноября 2011 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялось расширенное заседание совета Ассоциации технических университетов, посвященное 20?летию Содружества Независимых Государств. В нем приняли участие руководители высших учебных заведений государств — участников СНГ (Армении, Белоруссии, Казахстана Таджикистана, Узбекистана, Украины, России, а также Приднестровья), представители министерств и ведомств, промышленных предприятий, организаций и научных учреждений, академических и общественных структур.
На заседании обсуждались проблемы развития инженерного образования, создания единого научно-технологического и образовательного пространства СНГ, вопросы практического взаимодействия вузов государств — участников СНГ в подготовке кадров для модернизации и инновационного развития национальных экономик.
 
Выступление президента Ассоциации технических университетов, академика РАН И.Б. Федорова:
Приветствую в стенах Бауманского университета коллег, с которыми мы рады вместе работать. Мы защищаем интересы российского технического образования и сегодня в какой-то степени такая возможность представилась еще раз. Сегодня состоялось заседание Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ (возглавляет вице-премьер С.Б. Иванов) и НТС ВПК (возглавляет чл.?кор. РАН Ю.М. Михайлов). На этой комиссии рассматривались следующие вопросы.
1. Подготовка кадров для ОПК. Конечно, она имеет свои особенности, но в основном проблемы здесь те же, что и вообще для промышленных предприятий. На заседании выступали представители Минпромторговли, Минобороны, Минобрнауки и ректоры вузов. Все отметили, что ситуация с подготовкой кадров связана с очень многими проблемами, которые пока не решены. Назывались такие проблемы, как очень низкая заработная плата преподавателей: оклад ассистента порядка 6—8, доцента 10, профессора 20 тыс. рублей. Как выживать вузам, как готовить студентов?
Говорили о путях решения. Но о повышении окладов преподавателям, собственно, никто не говорил, в т.ч. представитель Минобрнауки.
Говорили о том, что нужны заказы для проведения НИИОКР. Сейчас с этим стало легче благодаря ряду постановлений правительства. Да и гранты стали больше, чем раньше, хотя и ненамного. Можно утверждать, что системной поддержки вузовской науки в целом нет. Выиграл грант — хорошо. Не выиграл — что делать кафедре, которая на 20 тыс. рублей должна удержать профессора?
В этой связи было принято решение, касающееся ОПК, но думаю, что и на все промышленные предприятия оно может быть распространено, продумать систему поддержки вузов, которая обеспечивала бы гарантированный минимум заказов науке вузов. Какой науке? Вузы, в первую очередь сильные, сейчас готовы выполнять практически любую работу, вплоть до ОКР. Такие программы сейчас появляются в ОПК и технологическом секторе и, наверное, будут расширяться с тем, чтобы вуз мог рассчитывать на минимальное стабильное финансирование. Если на кафедре в техническом вузе нет науки, то это, собственно, не высшее учебное заведение. Поэтому вопросу поддержки науки в вузе было уделено пристальное внимание.
2. Проблема подготовки студентов тесно связана с материально-технической базой вузов, которая сильно устарела. При этом кафедре невозможно передать из отрасли оборудование, т.к. нужно платить налоги на прибыль. Существуют трудности с закупкой оборудования, которое очень дорогое. Предполагается создавать центры коллективного использования, лаборатории отдаленного пользования. Это уже делается, но пока масштабы невелики, да и без живого оборудования обойтись нельзя. В техническом вузе дистанционно можно проводить дополнительную подготовку, но основная нагрузка, конечно, ложится, так сказать, на очное обучение. Поэтому сегодня на заседании отметили необходимость поддержки (обновления?) лабораторного и экспериментального оборудования в вузах.
3. Ставился вопрос о юридических основах, по которым студенты втузов могут приходить на предприятия. Причем такие предприятия должны гарантировать минимальный пакет обязательств, включая социальные. Пока юридических норм нет. Хотя мы говорим, что договор студент — вуз — предприятие это перспективно и решает проблему трудоустройства выпускника в отсутствие распределения. Но эти договоры юридически ничтожны, т.к. они вне закона. Если студент или работодатель что-то нарушит, от ответственности (административной, гражданской) никто из них не несет. На это было обращено внимание: будут разрабатываться нормативные и законодательные акты, которые позволят легитимизизировать договоры студент—вуз—предприятие.
4. Обсуждался классификатор направлений и специальностей, который полностью готов и утвержден. В соответствии с этим классификатором разрабатывались ГОСы. Было обращено внимание, что сам классификатор несовершенен, в том смысле что он формировался в период, когда инициативой владели ярые реформаты, когда вообще пытались исключить уровень специалитета инженера. В свое время нам удалось переломить ситуацию и ввести 2 уровня:
1?й уровень — бакалавриат;
2?й уровень — магистратура, специалитет.
Однако тем, кто отстаивал подготовку бакалавриат — магистратура, удалось подготовить усеченный классификатор специальностей, в который не вошло много специальностей. Нам удалось его дополнить благодаря поддержке Минобороны РФ, хотя он еще остается не полным. Например, сейчас не готовятся инженеры по оптике, по криогенной технике, по специальной робототехнике. По ним готовят только бакалавров и магистров. Однако времена меняются, и Минобрнауки сообщило, что классификатор будет дорабатываться. Поэтому если какая-то специальность была упущена, то вуз может обращаться в Минобрнауки России, такая возможность обсуждалась. Но ждать быстрых результатов не стоит.
5. Говорили также о том, что инженеры бывают двух типов: инженер-эксплуатационник и инженер-конструктор. И когда от вуза требуются те или иные инженеры, то предприятию надо понимать, какие кадры ему нужны. Раньше инженеров-эксплуатационников готовили 5 лет, а инженеров-конструкторов, проектировщиков — 5,6—6 лет. Необходимо, чтобы инженеры использовались по назначению, т.е. с учетом их подготовки. Например, попадает инженер-разработчик не в НИИ или КБ, а на производство. Он, естественно, не очень разбирается, как гайки крутить, что там подкручивать. А у работодателя соответствующая претензия к вузу — не научили студента работать. Но гайку-то он быстро научится закручивать, а вот к чему его готовили — это не востребовано.
6. Считаю заслугой Ассоциации технических вузов увеличение сроков обучения в дневной аспирантуре до 4?х лет, в заочной — до 5 лет. Мы мотивировали это малым процентом оканчивающим аспирантуру по техническим специальностям в срок. Это связано со сложностями, с которыми сталкивается аспирант, разрабатывающий техническую проблему — это и сам эксперимент, его обработка, сбор стенда. Очень трудно это сделать за 3 года. А чем это плохо? Перспективная, хорошая разработка аспиранта, которую он не смог защитить в 3 года, просто «уходит в песок», когда аспирант меняет место работы.
Нас поддержали. В декабре 2010 г. вышел соответствующий указ Президента РФ. А недавно был опубликован список из порядка 190 научных специальностей (не только технических), для которых устанавливается 4?летний срок обучения в очной аспирантуре и 5?летний — в заочной.
7. Обсуждался, конечно, спорный вопрос, касающийся распределения бюджетников. Причем сторонников этой идеи больше, чем можно было предположить. При этом за него высказались и сами студенты. Это непросто сделать, т.к. связано с законодательными актами и в условиях рыночной экономики смотрится не очень корректно. Но такой вариант существует и обсуждается. Представитель Минобрнауки сказала, что альтернативой может служить контракт, не такой как сейчас, а с взаимными обязательствами, которые смогут заменить бывшее распределение.
8. Какие работы могут выполнять вузы — даже ОКР, особенно это касается крупных вузов. Но все-таки для вузов характерно проведение фундаментальных и прикладных исследований. И то, что таких исследований мало — это государственная проблема. Те ОКР, которые выполняются на высоком уровне, зиждутся на результатах фундаментальных и поисковых исследований, выполненных ранее. То есть мы как бы проедаем прежний задел. Сейчас таких работ почти не ведется. Выступали директора фирм. И хотя им ОКР нужны прежде всего, они дальновидно понимают, что эти ОКР основываются на конкретных первоначальных опытных работах. И очень порадовало, что директора фирм поддержали идею выделения определенных средств на фундаментальные и поисковые работы, которые в значительной степени будут вестись в вузах. Это очень важная идея, и она получила общее одобрение на сегодняшнем заседании.
 
На заседании подписано соглашение о сотрудничестве между Ассоциацией технических университетов и Ассоциацией инженерного образования России.
В члены Ассоциации, в состав которой входят 138 технических университетов России и государств СНГ, приняты новые вузы — Черниговский государственный технологический университет, Казахский университет путей сообщения, Харьковский национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского (Харьковский авиационный институт).