Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

В Совете Федерации 7 мая состоялось заседание Научно экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему «Российское высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы развития»

Провел заседание Председатель СФ Сергей Миронов.

Открывая заседание Научно экспертного совета при Председателе Совета Федерации, Сергей Миронов сказал, что роль и значение высшего образования, его востребованность на рынке труда не вызывают сомнений. «От того, каким будет высшее профессиональное образование, зависит, какое поколение придет нам на смену», — сказал Председатель СФ.

Выпускники российской высшей школы всегда котировались и у нас в стране, и за рубежом, продолжил он. «Лучшие традиции нашего образования — это национальное достояние, которое, как минимум, надо сохранить», — подчеркнул спикер. Речь, прежде всего, идет о доступности и качестве обучения в вузах.

С. Миронов напомнил, что недавно в верхней палате российского парламента в рамках «правительственного часа» выступал министр образования и науки РФ А. Фурсенко. Было названо большое количество проблем, из которых С. Миронов, в частности выделил следующие. «До сих пор обеспечение квалифицированными кадрами не отвечает потребностям рынка. Не хватает выпускников инженерных и технических вузов, зато по-прежнему много юристов, экономистов, менеджеров», — заметил Председатель СФ. Множество вопросов, по словам С. Миронова, вызывает целесообразность ЕГЭ и присоединения России к Болонскому процессу. Он напомнил, что в Совете Федерации работает независимая комиссия по изучению итогов Единого госэкзамена, результаты которой будут доведены до Президента России. «Независимо от своего изначально отрицательного отношения к ЕГЭ, я готов принять любые объективные выводы комиссии», — заметил Председатель СФ.

Говоря о проблемах, связанных с ЕГЭ, С. Миронов упомянул список вузов, которые не будут принимать студентов по результатам единого экзамена. А это означает, что российское высшее образование делится на элитарное и прочее, нарушается принцип равной его доступности, констатировал спикер. Он предлагает придать ЕГЭ статус добровольного.

Он также призвал аудиторию, которая была представлена сенаторами, депутатами, представителями Минобразования и науки, ведущими экспертами и руководителями вузов, поразмышлять над преимуществами и недостатками присоединения нашей страны к Болонскому процессу.

Положительно оценив сам факт государственной поддержки, оказанной 57 высшим учебным заведениям страны, Председатель СФ тем не менее выразил озабоченность ситуацией в других вузах. Где им изыскивать средства на покупку нового оборудования, на привлечение новых кадров, спросил он. Также спикера беспокоит судьба негосударственного высшего образования, качество обучения в таких вузах, их выживание в условиях неравного по сравнению с государственными налогообложения. Председатель СФ считает, что надо взвесить, какое количество негосударственных и государственных вузов действительно необходимо стране.

Перечислив ряд других важных задач, в том числе возможности государственного заказа на требующиеся стране специальности, обмена передовым опытом между вузами, необходимости законодательного регулирования развития российского образования, С. Миронов заявил: «Ничто не создаст действительной конкурентоспособности государства российского, кроме интеллектуального потенциала».

Выступивший следом заместитель министра образования и науки РФ Ю. Сенюрин сообщил, что в этом году государство выделило более 30 млрд. рублей 57 вузам, прошедшим конкурсный отбор. Еще 5 млрд. планируется выделить в рамках софинансирования образовательных проектов в рамках национального проекта «Образование».

Ю. Сентюрин также рассказал, что министерством разработан план дополнительных мер переобучения молодых специалистов. Новый законопроект о малых наукоемких предприятиях внесен в Государственную Думу, его принятие, по мнению докладчика, поможет в трудоустройстве выпускников вузов. Министерство работает над укреплением связей с потенциальными работодателями и кадровыми агентствами.

Разрабатываются более высокие требования лицензирования вузов, идет переход на новые образовательные стандарты, увеличится количество бюджетных мест обучения, сообщил далее заместитель министра. Он подтвердил, что серьезной проблемой негосударственных вузов является поиск источников финансирования. Предусмотрено активизировать участие государства для повышения эффективности работы таких вузов.

Ректор Государственного университета управления А. Лялин остановился на влиянии финансово экономического кризиса, заявив: «Особенность нынешнего кризиса — его затяжной характер. Вузы — одна из структур, способных противостоять этой депрессии». Для этого, считает докладчик, надо совершенствовать систему образования таким образом, чтобы в вузах развивалось научное направление, чтобы студентам прививался вкус к исследовательской работе и чтобы молодые люди имели возможность получать востребованные специальности на бюджетной основе. «Государство тратит колоссальные средства на организацию новых рабочих мест для сокращения безработицы, — заявил А. Лялин. — Лучше эти деньги вложить в расширение доступности образования». Для этого он предложил финансировать из бюджета получение гражданами второго высшего образования. «Такая мера снизит напряженность на рынке труда, поскольку большая часть безработных на несколько лет найдет себе занятие, — сказал ректор. — При этом они смогут получить новую профессию». Под «новой профессией» Лялин подразумевает специальности финансовых менеджеров и юристов, об избытке которых, по его оценкам, говорить преждевременно. Социологические данные по Москве и Краснодарскому краю показывают, отмечает глава ГУУ, что в этих регионах не хватает специалистов по финансам и юриспруденции. «Даже в Москве не хватает минимум двух тысяч менеджеров. А вот технические специалисты, в связи с кризисом, вынуждены искать себе рабочее место», — подчеркнул он.

Предложение Лялина расширять бюджетную форму обучения, в том числе и для желающих получить второе высшее образование, было поддержано коллегами. «Сейчас в армии идут сокращения офицерского состава, у каждого офицера уже есть одно образование, — рассказал президент ректор Российской академии государственной службы Вл. Егоров. — Почему бы не дать им возможность получить бесплатно второе, пусть и по сокращенной программе? Например, педагогическое». Однако, как сообщил заместитель министра образования России Ю. Сентюрин, такую идею «можно обсуждать» и даже «попробовать подготовить соответствующий законопроект». Тем не менее, по его словам, в Минобрнауки скептически относятся к массовому получению второго высшего. «Не хочется плодить вечных студентов», — объяснил чиновник, добавив, что антикризисные предложения министерства касаются краткосрочного переобучения граждан. Полноценное высшее образование, по его словам, потребует слишком много времени и сил.

В ходе развернувшейся дискуссии выступил депутат Государственной Думы, заместитель председателя думского комитета по образованию О. Смолин. Он спросил: «Чем наши студенты хуже автопрома, которому оказали господдержку?» Руководители вузов вспомнили и беспрецедентную помощь фондовому рынку, заявив, что на организацию бюджетных мест требуется в 10 раз меньше денег, а государство получит неоспоримую выгоду в виде необходимых и квалифицированных специалистов. Сейчас же из-за невозможности платить за обучение вузы может покинуть каждый четвертый студент внебюджетного обучения, то есть 850 тыс. человек — и это еще по оптимистичным прогнозам...

Некоторые участники заседания высказывали еще более радикальные предложения. Так, ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) В. Жуков вообще предложил перевести всех студентов контрактников, обучающихся в государственных вузах, на бесплатную форму обучения. «Сейчас в стране на первом курсе учится 396 тыс. студентов бюджетников и почти 600 тыс. контрактников. Это ненормальное соотношение, — считает глава РГСУ. — Неправильно государству перекладывать ответственность за получение высшего образования на семейный бюджет». По его подсчетам, в среднем один бюджетник обходится казне в 90 тыс. рублей. Таким образ, перевод всех контрактников на бюджет будет стоить государству 54 млрд. рублей за курс. «Только на фондовом рынке государство потеряло несравнимо большую сумму. Лучше сделать реальный вклад в будущее, — сказал В. Жуков корреспонденту «Газеты». — На самом деле, итоговая цифра будет даже меньше. Если подойти к делу ответственно, то перевод контрактников может обойтись всего в 100 млрд. рублей за все пять курсов».

Если идею с бесплатным высшим образованием Минобрнауки еще готово обсуждать, то возможность перевода всех студентов на бюджет ведомством даже не рассматривается. «Реальную стоимость такого проекта подсчитать очень трудно», — подчеркнул Сентюрин. Впрочем, по его словам, у государства все равно нет на это денег. «Каждый год число «бюджетников» повышается настолько, насколько бюджет может это себе позволить, — сказал замминистра. — Мы не можем жить не по средствам». Кроме того, он заметил, что в России пока рано говорить о всеобщем высшем образовании, поскольку это неизбежно снизит его ценность. «У нас и так больше всего студентов — 525 на 10 тыс. населения. Даже у США всего 300 на 10 тыс. Высшая школа не может принять всех желающих, в ней должны обучаться те, кто к этому действительно готов», — уверен Ю. Сентюрин.

Не нашлось среди участников заседания и сторонников ЕГЭ, большинство также усомнилось и в целесообразности присоединения к Болонскому процессу. Одной из самых острых и главных проблем названа кадровая: профессорско преподавательский состав вузов стареет, а молодые идут на преподавательскую работу неохотно, по «понятной причине — мало платят», как было сказано. Участники дискуссии, обсудив эти и другие проблемы высшего образования, сошлись во мнении о необходимости усиления государственной поддержки высшей школе.

(ПарлКомм, ГАЗЕТУ. GZT.RU)