А.О. Блинов, д. э. н., проф., академик РАЕН Финансовый университет при правительстве РФ E-mail: aoblinov@mail.ru (№6−2013, С. 10−14)
Рассмотрена проблема несоответствия спроса на услуги высшего образования со стороны домохозяйств и в связи с этим реальной кадровой политики на рынке труда. Анализируют домохозяйства как один из важнейших факторов формирования спроса на услуги высшего образования. Выделены основные подходы, на которых основан выбор будущей профессии внутри домохозяйств.
Ключевые слова: домохозяйства, услуги высшего образования, кадровая политика на рынке труда, дисбаланс спроса.
Выпускник вуза и рынок труда
Это — наиболее простой и в то же время наиболее субъективный подход, продиктованный, как правило, социальным положением членов домохозяйства. Основной недостаток этого варианта состоит в том, что выбор всегда продиктован предыдущим опытом.
Дисбаланс между выпускниками вузов и их востребованностью на рынке труда основан на ажиотажном спросе:
1990-е гг. продемонстрировали спрос на такие редкие в то время специальности, как менеджер, юрист, экономист без опыта работы в плановой экономике;
2000-е гг. добавили к этому списку банковского работника, специалиста нефтяной отрасли, строителя.
Такие специалисты были нужны 5—10 лет назад и именно в тот период эти профессии высоко оплачивались. Сейчас в данных отраслях высокая конкуренция, вызванная в первую очередь престижностью профессии и большим предложением специалистов на рынке труда. Неслучайно в условиях экономического кризиса 2009—2010 гг. работники вышеуказанных профессий были в числе первых кандидатов на увольнение. С другой стороны, массовый приток представителей гуманитарных специальностей обеспечил отток студентов из инженерных и технических профессий.
В условиях инновационной экономики востребованными будут технические профессионалы: инженеры и IT-специалисты. При продолжительной стагнации сохранится спрос на профессиональных управленцев, бизнес-аналитиков, антикризисных менеджеров. Однако при любом сценарии спрос на представителей современных «престижных» специальностей сократится: потребности рынка труда удовлетворены надолго.
Эксперты выделяют восемь факторов, ранжированных по степени влияния на выбор профессии [3]:
¨ позицию старших членов семьи, которые несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь младших членов семьи;
¨ позицию товарищей, подруг (дружеские связи, особенно в младшем возрасте, очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии);
¨ позиция учителей, школьных педагогов;
¨ личные профессиональные планы (подразумеваются представления об этапах освоения профессии);
¨ способности;
¨ уровень притязаний на общественное признание;
¨ информированность (важным фактором является наличие полной и объективной информации о выбираемой профессии);
¨ склонности (склонности к занятиям, на которые тратится большая часть свободного времени: интересы, подкрепленные определенными способностями).
Наиболее значимый фактор выбора профессии — позиция старших членов семьи. Действительно, в 15—17-летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует. Влияние учителей и сверстников минимально. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности, состоянии рынка труда чаще всего скудная. В этих условиях именно старшие члены семьи имеют наибольшее влияние на формирование профессионального выбора молодого человека.
Однако перед более детальным рассмотрением роли данного фактора следует отметить, что использование понятия «семья» не всегда корректно. В семье обязательно должны быть несколько членов, как правило, объединенных родственными связями. Если рассматривать в совокупности абитуриентов, поступающих в учреждения ВПО, то данное условие далеко не всегда выполняется. Если человек к моменту поступления проживает отдельно от семьи и ведет финансово независимый образ жизни, влияние родителей на его выбор профессии минимально. Кроме того, в ситуации, когда человек воспитывался в детском доме, монастыре или собирается получить профессию во время прохождения службы в армии, влияние родственников также будет снижено либо полностью исключено.
В таком случае наиболее правильно использование понятия «домохозяйство», поскольку ключевой особенностью в определении является совместное проживание и ведение хозяйственной деятельности, а не наличие родственных связей [4]. Домохозяйства могут состоять как из одного человека, так и множества людей, не связанных родственными отношениями. Такая трактовка включает все вышеперечисленные случаи, и в отличие от понятия «семья» более полно описывает возможные варианты формирования профессионального самоопределения у абитуриента, выбирающего будущую профессию.
Выбор профессии
Династический, географический и клановый подходы
Династический подход подразумевает следование профессиональному выбору родителей, а также частые совместные занятия, воспитание с учетом требований будущей профессии, овладение ее навыками и развитие характера. Главное в таком воспитании — позитивный подход в формировании представления о династической профессии. Это должно быть подкреплено тем, что старшие члены домохозяйств могут считаться состоявшимися в данной профессии. Если же династия не подкреплена личным примером, то, как правило, человек избирает другую профессию.
На сегодняшний день большинство россиян не испытывают желания, чтобы дети продолжали их профессию. Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных ВЦИОМ совместно с кадровыми агентствами в 2010 г. На вопрос, «хотите ли вы, чтобы дети были продолжателями вашей профессии?», утвердительно ответили только 23% опрашиваемых, 18% — затруднились с ответом [5]. Причина ситуации — в том, что большинство опрашиваемых не удовлетворены результатами своей профессиональной деятельности и не желают, чтобы их дети оказались в подобных условиях.
Географический подход домохозяйства подразумевает, что профессия социально значима и почетна в данном регионе. Именно поэтому при ее выборе не всегда руководствуются личной склонностью. Удовлетворение от труда дает коллектив единомышленников и уважение общества. Домохозяйства, руководствующиеся этим подходом к профориентации, наиболее сильно пострадали при изменении экономической политики.
Остановка крупных производств в 1990-е гг. изменила мнение о значимости, надежности и востребованности таких специальностей, как шахтер, металлург, геолог. Одновременно это дало начало росту престижности профессий гуманитарной направленности, который, в свою очередь, стал причиной переизбытка данных специалистов на рынке труда в наши дни.
Клановый подход — это объединение двух предыдущих методов по родственному или национальному критерию. Как правило, он основан на обычаях и традициях малых народностей.
Материальное благосостояние как фактор выбора вуза
Возможность оплатить обучение абитуриента — ключевое условие при выборе высшего учебного заведения. Поэтому существенную роль играет фактическая возможность получения бесплатного образования на бюджетных местах в учреждениях ВПО, их соотношение с платными местами на контрактной основе, а также стоимость обучения на контрактных местах.
Существует обратная зависимость уровня благосостояния домохозяйства и степени влияния факторов доступности престижных образовательных услуг. Чем ниже уровень благосостояния, тем большее влияние будут оказывать факторы доступности высшего образования, возможности будущего трудоустройства и предполагаемая заработная плата[1].
Один из индикаторов уровня жизни — соотношение денежных доходов населения и величины прожиточного минимума. Наблюдаемая за последние пять лет тенденция роста доходов увеличивает потенциальные возможности удовлетворения возрастающих потребностей населения. За тот же период наблюдается увеличение числа обучающихся в учреждениях ВПО.
Под доступностью понимается не только стоимость обучения, но и возможность поступления в вуз на бюджетной основе, а также отдаленность образовательного учреждения (ОУ) от места проживания, поскольку затраты на проезд и отдельное проживание зачастую составляют значительную часть расходов домохозяйств (хотя напрямую и не связанную с образованием, но обязательно ему сопутствующую).
Не существует прямой связи между финансовой обеспеченностью домохозяйства и выбором профессии, однако следует отметить, что при высоком материальном достатке домохозяйство имеет возможность меньше ориентироваться на реальные потребности рынка труда и больше на желания и склонности молодого человека либо на внутренние потребности. Кроме того, от уровня благосостояния домохозяйства зависит степень влияния стоимости образования на выбор будущей профессии.
Это означает, что с ростом материального обеспечения снижается зависимость домохозяйства от структуры рынка труда и от окупаемости инвестиций в образование. В данном случае основными мотивами выбора служит престиж профессии и образовательного учреждения, а также личные предпочтения (психологическая склонность или внутренние обстоятельства). Справедливо и обратное: чем ниже финансовое обеспечение семьи, тем выше зависимость от таких факторов, как перспективная востребованность на рынке труда, будущая заработная плата, стоимость обучения и территориальная удаленность от места проживания.
В результате можно представить два сценария принятия решения о выборе профессии домохозяйствами.
¨ Первый сценарий при высоком уровне благосостояния обусловлен:
üпрестижем профессии;
üличными склонностями и предпочтениями;
üпрестижностью вуза.
¨ Второй сценарий при низком уровне благосостояния обусловлен:
üвостребованностью на рынке труда;
üпредполагаемым уровнем заработной платы;
üмассовостью вуза.
Планирование и прогнозирование в образовании
На практике процесс профессионального самоопределения будет совмещать оба эти сценария. Однако степень влияния каждой из групп факторов будет зависеть от уровня благосостояния домохозяйства.
Домохозяйства с низким материальным благополучием имеют более высокую потребность в устройстве на работу сразу же после окончания обучения, т.к. заинтересованы в минимизации сроков окупаемости затрат на обучение. Однако население не владеет полной информацией об объективном состоянии дел на рынке труда, тем более оно не имеет доступа к данным о прогнозируемом на момент окончания вуза состоянии рынка. То же самое можно сказать применительно к представлениям о средней величине заработной платы для выбираемой профессии на момент поступления и момент выпуска абитуриента.
В управлении российским образованием отсутствует система комплексного прогнозирования и планирования, основанная на прогнозах рынка труда и технологического развития. Распределение Минобрнауки России бюджетных мест не базируется ни на мониторинге рынка труда, ни на стратегии экономического развития страны [1]. В целом можно отметить, что проблема достоверности и доступности информации — одна из важнейших для формирования объективного спроса населения на образовательные услуги.
Таким образом, применение одного подхода или комбинации из нескольких подходов к выбору будущей профессии домохозяйствами и будет определять последующее формирование спроса населения на образовательные услуги. Возможность влияния на этот процесс — важная проблема для современной рыночной экономики, поскольку именно от ее решения зависит своевременность предупреждения напряженности на рынке труда и обеспечение социального благополучия общества.
Наименее поддающимся внешнему воздействию является подход, связанный с географической, династической и клановой преемственностью. Следует отметить, что домохозяйств, руководствующихся данным подходом, не так много. В связи же с резкой сменой экономической обстановки в стране в последнее время этот показатель продолжает снижаться.
Как отмечено выше, в неблагополучных для производственных предприятий условиях 1990-х гг. прервались или полностью прекратили существование научные школы. Наблюдается «утечка мозгов».
Статистическое измерение феномена «утечки мозгов» в России выражается в следующих показателях: 2,4 млн. человек, отошедших от научной деятельности, 1,5 млн. докторов и кандидатов наук, эмигрировавших из страны. Только потеря одного ученого обходится государству в 300 тыс. долл. Ежегодный ущерб, наносимый России оттоком научных кадров, оценивается суммой в 50 млрд. долл.
|
Престиж профессии и доступность образования
Вышеуказанные обстоятельства определяют особую значимость престижности и доступности высших учебных заведений. Совместное воздействие на каждый из факторов принятия решения о выборе профессии домохозяйствами может значительно изменить структуру спроса населения на образовательные программы, что в перспективе скажется на конъюнктуре рынка труда.
Формирование престижа востребованных на рынке труда профессий — важная и одновременно наиболее сложная задача. Причина этого в том, что престижность — субъективный показатель важности той или иной профессии для общества. В международной практике используют несколько методов оценки престижа профессии. Наиболее распространенным можно считать шкалу профессионального престижа на основе ежегодного социологического опроса. В России не практикуется составление шкал профессионального престижа. Единственным источником получения таких данных являются социологические опросы выпускников школ и студентов, мнение которых носит более субъективный характер.
Общеизвестно, что повышение престижа той или иной профессии должно начинаться с качественного улучшения содержания и условий труда. Однако даже такие меры, требующие значительных материальных вливаний, не принесут результатов, если население не получает достоверной информации об изменениях на рынке труда. Поэтому важно своевременно доводить до сведения населения, какие профессии экономически актуальны и объективно необходимы на рынке труда.
На данный момент большинство данных этого направления носит служебный характер. Таким образом, домохозяйства не владеют объективной информацией и соответственно не могут обоснованно определить свой выбор, что обусловливает их экономически неадекватное поведение на рынке труда.
Большое значение также имеет повышение доступности востребованных на рынке труда специальностей и ценовая политика услуг в сфере образования с учетом покупательского спроса. Изменение количества бюджетных мест на ряд специальностей в соответствии с потребностью экономики также немаловажный инструмент регулирования спроса. Однако нельзя не отметить, что в действительности эффективность использования такого инструмента отдельно от других мер крайне низка.
Причина этого в том, что образовательные учреждения не ограничены в приеме абитуриентов только местами с бюджетным финансированием, и абсолютно все, кто имеет желание обучаться той или иной профессии, реализуют эту возможность, только не на бюджетной, а на контрактной основе. ОУ как самостоятельным хозяйствующим субъектам, своеобразным игрокам на рынке образовательных услуг, экономически невыгодно терять ни одного из потенциальных клиентов. Поэтому сегодня количество контрактных мест по факту ничем не ограничено.
Представляется, что конкурсная основа поступления превратилась из способа отсева наиболее одаренных молодых людей от профессионально непригодных в механизм распределения бюджетных средств, который никоим образом не влияет на численность обучаемых специалистов. Для того чтобы повысить эффективность использования данного инструмента, необходимо обеспечить более тесную его связь с аккредитационными механизмами регулирования образовательных услуг. В частности, особую значимость приобретают оценка фактической занятости выпускников ОУ, а также наличие договоров о социальном партнерстве с предприятиями-работодателями.
Кроме финансовой доступности, необходимо учитывать территориальную доступность образовательных услуг. Сегодня жители крупных городов имеют более широкие возможности для удовлетворения потребностей в образовании. Однако домохозяйства в отдаленных от образовательных центров населенных пунктах сталкиваются с необходимостью соизмерять свои возможности по переселению на время обучения ближе к месту получения профессии. При этом чем меньше материальная обеспеченность домохозяйства, тем меньше возможность обучаться в отдаленном образовательном учреждении.
Рассматривая этот вопрос с точки зрения регулирования спроса домохозяйств на образовательные услуги, можно предложить ряд мер, которые увеличат доступность ОУ, выпускающих востребованных специалистов, и таким образом подстегнут спрос. Прежде всего, это помощь молодым людям с поиском жилья.
Первый вариант — субсидирование образовательных учреждений с целью создания или расширения имеющегося фонда общежитий. Второй вариант — работа непосредственно со студентами, предоставление им адресной помощи в аренде жилья. Государство может взять на себя часть расходов и возмещать некоторый объем средств, потраченных на поднаем жилья для приезжих студентов, обучающихся на бюджетной основе.
Заключение
В российской системе образования резко ослаблена одна из важнейших его функций — формирование и трансляция ценностей, убеждений и норм поведения в семье, обеспечивающих устойчивое развитие общества. В результате распространяются модели поведения, противоречащие стратегии модернизации страны.
Неверно понятый плюрализм мнений в ОУ приводит к тому, что в самых элитарных вузах России могут преподавать профессора, всей душой ненавидящие советское прошлое нашей страны. А соавторами учебников и монографий становятся «ученые», в свое время пытавшиеся сделать все, что было в их силах, для победы фашизма во Второй мировой войне. Нередко владельцы и топ-менеджеры российских компаний создают бренды, эти компании занимают сильные позиции на рынке. Но как только конкуренция со стороны более мощных «игроков» усиливается, как только становятся необходимы новые технологии и масштабные инвестиции, они прекращают борьбу, продавая свои компании более сильным и чаще всего иностранным конкурентам. Они не верят в возможность создать компанию мирового уровня в России.
Стратегия развития системы образования критично важна для России. Ж. Делором сформулированы четыре фундаментальные цели образования: «Уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться». При успешном развитии и системы образования, и системы домохозяйств резко расширяются возможности для нового технологического рывка и повышения стандартов жизни населения. В случае же неудачи Россия может навсегда превратиться в экономику с низкой производительностью и низким уровнем жизни.
Полагаю, успех обеспечат последовательные, энергичные и в то же время выверенные преобразования, консолидирующие наше общество на основе общего видения его будущего и убедительных положительных результатов преобразований. Принимаемые сегодня решения в сфере образования определят нашу жизнь на многие годы вперед.
Литература
1. Блинов А.О. Стратегические задачи страны и развитие высшего образования //Alma mater (Вестник высшей школы). — 2011. — № 11.
2. Крюкова П.В. Привыкание домохозяйств к рынку // Журнал институциональных исследований. — 2011. — Т. 3. — Вып. 1.
3. Матафонов М.Э., Мокроусов А.Г. Домохозяйства как фактор формирования спроса на образовательные услуги // Уральская академия государственный службы. — 2012. — № 2.
4. Прокофьева Л.М. Демографический тип домохозяйства и оценки бедности / Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. — М.: Московский центр Карнеги, 1998. — С. 149—163.
[1]Профессор МГУ П.В. Крюкова провела обследование бюджетов домашних хозяйств, статистики труда и социальной сферы, баланса денежных доходов и расходов населения за 2003–2007 гг. [2]. Она отмечает стабильное увеличение номинальных денежных доходов населения, размера начисленной заработной платы и назначенной месячной пенсии.