Российская система образования оказалась на 20-м месте
Британская корпорация Pearson PLC (издательский и образовательный бизнес) совместно с исследовательской компанией Economist Intelligence Unit опубликовала рейтинг качества школьного образования в 40 ведущих странах мира. При составлении рейтинга учитывались самые разные факторы — от уровня преступности в стране до доли ВВП, выделяемой на нужды образования. Впрочем, главными критериями были более или менее общепринятые стандарты знаний и умений, полученных в школе (чтение, письмо, точные науки, математика) и процент выпускников средних школ, продолживших обучение в вузах.
Российская система образования заняла 20?е место в списке. Лидерами рейтинга стали Финляндия и Южная Корея. В первой пятерке также Гонконг, Япония и Сингапур.
Великобритания заняла 6?е место. Германия — 15?е, США — 17?е. Замкнули рейтинг Мексика, Бразилия, Индонезия.
Цель исследования, как объяснил руководитель проекта сэр Майкл Барбер, понять факторы, влияющие на качество образования. Рейтинг основан на результатах международных тестов по математике, базовых научных и гуманитарных знаниях, проведенных с 2006 по 2010 гг. А также на таких данных, как число учащихся в высших учебных заведениях.
Один из главных выводов доклада заключается в том, что при всей важности расходов на образование основополагающим фактором успеха является общая культура, способствующая обучению, в т.ч. отношение общества к вопросам образования. «Лидирующие позиции в нашем списке занимают те государства, которые предоставляют учителям высокий статус, — сказал в интервью Times Майкл Барбер. — В этих странах есть настоящая культура образования». Этим, подчеркивается в докладе, в немалой степени объясняется высокое положение в рейтинге азиатских стран, где получение образования занимает особое место в ценностях семьи и общества.
Кроме того, утверждает исследование, одним из основополагающих факторов качественного образования является возможность пригласить на работу лучшие кадры. Причем речь здесь идет не только об уровне оплаты, но и об общественном статусе профессии. Например, два лидера рейтинга — Южная Корея и Финляндия — имеют разные показатели зарплаты преподавателей. В азиатской стране учителя получают зарплату в 2 раза выше средней, а скандинавской — это средний заработок по стране.
Исследование показало, что системы образования у лидеров рейтинга слишком разнятся, что не дает возможности установить линейную зависимость качества образования от таких факторов, как, например, самостоятельность школ или количество предметов по выбору. В образовании важен системный подход, заключает доклад.
Цель компании Pearson — создать банк информации о достижениях в сфере образования. Изучив те страны, в которых модель обучения оказалась наиболее успешной, авторы рейтинга пришли к выводу: деньги, выделяемые на образование, важны, но еще важнее культура, способствующая желанию и возможности учиться.
Forbes, Коммерсантъ Власть, ИТАР-ТАСС