Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проблема межконфессиональной толерантности в системе образования

 

Рассмотрена проблема актуальности формирования межконфессиональной толерантности учащихся в системе образования исходя из социокультурной ситуации как в Казахстане, так и в мировом сообществе. Представлены мнения ведущих ученых, исследующих феномен толерантности, в т.ч. межконфессиональной. Дано авторское определение понятию «межконфессиональная толерантность учащихся». Рассмотрены такие компоненты межконфессиональной толерантности учащихся, как: мотивационно-личностный, содержательный, поведенческий, рефлексивный.
Ключевые слова: толерантность, межконфессиональная толерантность, компоненты и категории межконфессиональной толерантности.
 
Одной из особенностей Казахстана, как и многих других стран, является то, что исторически государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. В современных условиях следует учитывать интересы всех населяющих Казахстан народов и культур, поскольку произошедшие в стране изменения в области политики, экономики, социальных отношений вызвали рост конфессионального самосознания.
Чтобы сохранить прочное государство, сегодня необходимо уделять пристальное внимание развитию культуры межконфессиональных отношений и гармонизации религиозных взаимоотношений в обществе. Основой казахстанского гражданского общества должны стать признание поликультурного, поликонфессионального построения государственности и формирование дружественных межконфессиональных отношений на основе гибкой политики, которая реализуется, прежде всего, в области образования.
 
Проблема поликультурного государства
 
Толерантность — феномен, который в значительной мере влияет на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, и потому его развитие представляется наиболее актуальной задачей.
Отмечая важность человеческого фактора, Ю.А. Шрейдер пишет: «Самая страшная из грозящих нам катастроф — это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке. И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым» [6, c. 5].
 
Хотя различные виды толерантности есть производные от толерантности религиозной, в современных исследованиях обнаруживается относительно мало концептуальных разработок и исследовательских материалов, посвященных межконфессиональной толерантности.
Одна из причин этого — убежденность в том, что нет ничего труднее, чем быть толерантным в отношении людей, которые придерживаются иных религиозных убеждений. Суждение базируется на допущении, что в своей основе религия фанатична. Это отчасти справедливо в том смысле, что религиозный человек всецело принадлежит религии.
Кроме того, проблема актуализируется наличием «соперничества» конфессий между собой за число своих последователей. Это усложняет исследование основ межконфессиональной толерантности. Существует мнение, что «в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства» [5. C. 67].
 
Из истории изучения проблемы
 
Весомый вклад в анализ межконфессиональных отношений и их роли в политической сфере внесли Ф. Руффини, Л.Дж. Хэммени, М. Конша. Ф. Руффини исследует толерантность прежде всего как религиозную свободу [1]. Л.Дж. Хэммени определяет межконфессиональную толерантность как добродетель особого вида[2]. Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению М. Конша[3], является такое сообщество, в котором доминируют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению.
Толерантность — это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить представляемое им истиной таким образом, чтобы выражение своих верований и мнений не несло никакого насилия, а напротив, отражало все многообразие этого мира. Оно включает уважение человеческого достоинства, которое не допускает рассмотрения человека в качестве средства.
По мнению российского ученого М. Мчедлова, суть толерантности состоит в том, что «это — качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших». [4] 
Делая акцент на отношениях между государством и религией, М. Мчедлов точно определяет понятие «межконфессиональной толерантности». Только на принципах уважения, лояльного отношения возможна толерантность к иным конфессиям, от которой зависит качество самой культуры.
Проведенные М. Мчедловым исследования показали, что общественное мнение заинтересовано в диалоге последователей разных конфессий и мировоззрений, в устранении предубежденности и тем более экстремистских проявлений в межличностных отношениях, в утверждении принципов толерантности и сотрудничества во имя общего блага.
Исследуя проблемы формирования толерантности в сфере этноконфессиональных отношений, Т.Д. Гуренкова на основе социологического анализа дает следующее определение религиозной (конфессиональной) толерантности: «Лояльное отношение к представителям других вероисповеданий либо к неверующим, способность к бесконфликтному сосуществованию и взаимодействию в различных сферах общественной жизни, не затрагивая догматических основ исповедуемых религий. Религиозная (конфессиональная) толерантность является непременной предпосылкой и условием диалога между представителями различных конфессий как на институциональном уровне, так и на уровнях индивидуального и массового сознания».[5]. Это определение наиболее полное, поскольку отражает взаимоотношения не только представителей различных конфессий, но и отношения между представителями различных мировоззренческих позиций по отношению к Вере и Знанию.
Среди казахстанских ученых эта проблема рассматривается А.И. Артемьевым, В.А. Ивановым, Я.Ф. Трофимовым, И.Б. Цепковой и др. На эмпирическом уровне исследуются такие вопросы, как место принципа свободы совести в системе демократических ценностей, закрепление права свободы совести и вероисповедания в законодательных актах, соблюдение религиозных свобод в государстве, связь между ростом процесса религиозности и развитием демократических институтов. В рамках изучения этих вопросов А.И. Артемьевым, А.Р. Подопригорой, И.Б. Цепковой была разработана Концепция государственной политики Республики Казахстан в сфере религии и деятельности религиозных организаций, презентованная на «круглом столе», проведенном в Астане Алматинской Хельсинкской группой (АХГ) и Центром ОБСЕ.
Было дано следующее определение религиозной толерантности: «Это признание права на свободу религиозного самоопределения, уважительное отношение граждан к этому праву, к культурно-религиозному плюрализму общества, утвержденных как исходные положения и демократические нормы государства» [2. C. 27].
Ряд ученых рассматривают межконфессиональную толерантность во взаимосвязи с этнической толерантностью. Этноконфессиональный аспект толерантности актуален практически для всего общества, поскольку социальные отношения не существуют вне этнокультурных особенностей людей, и в современном мире практически каждое государство как социальный институт образовано на мультиэтничной и мультиконфессиональной основе [2. C. 67]. Религиозная и этническая толерантность представляют собой отдельные грани теории толерантности как социального явления, которые практически часто встречаются в казахстанской научной мысли, но не имеют достаточного научного обоснования.
Другой причиной трудности понимания «межконфессиональной толерантности» является проблема понимания «религиозного плюрализма». В.А. Абетова приводит доказательства этих пониманий: «Толерантность заключена в признании того, что в казахстанском обществе неизбежно и закономерно существование плюрализма — этнического и религиозного» [1. C. 29]. Первое понимание религиозного плюрализма соотносимо с философской категорией, означающей в онтологическом плане признание многих принципиально различных, несводимых друг к другу субстанций мира, первосущностей. Второе понимание религиозного плюрализма предполагает многообразие религиозных деноминаций, конфессий и организаций на социально-политическом пространстве. И это понимание религиозного плюрализма представляет интерес для политической сферы.
Сложность феномена межконфессиональной толерантности определяется и тем, что сегодня многие исследователи считают матрицу «свой—чужой», в которой доминирует различие между людьми и общностями, одной из наиболее фундаментальных. Мы абсолютно согласны с А.Ю. Григоренко, который отмечает, что «понимание народами необходимости иного отношения к «чужим» религиям, «чужим» конфессиям, признание права на свободу совести пришло весьма и весьма поздно» [5. C. 66]. Это еще раз подтверждает необходимость сегодня реально осуществлять мероприятия, направленные на религиоведческое просвещение, формирование межконфессиональной толерантности.
Тем не менее, среди работ, в разных плоскостях исследующих межконфессиональную толерантность, отсутствуют такие, целью которых было бы исследование формирования межконфессиональной толерантности учащихся в системе.
 
Толерантность и образование 
Отвечая на вопрос, какую роль в воспитании толерантности играет образование, обучает ли оно толерантности, К. Эверс сказал, что знание теоремы Геделя отнюдь не прибавит ярому атеисту толерантности по отношению к ортодоксальному монотеисту. Но образование предоставляет собой необходимую и очень ценную возможность переоценки личных, а заодно и «приобретенных» взглядов. Понимание иных культур и обществ формирует наилучшую основу для дружеского и толерантного взаимодействия. Впрочем, требуется и кое-что еще. В дополнение к знаниям необходима система ценностей, в которой толерантность выступает как добродетель [7. C. 39].
Мы считаем, что исходя из образовательного потенциала и тех проблем, на которых останавливаются современные ученые, межконфессиональную толерантность актуально формировать именно сейчас и именно в системе среднего образования.
Роль образования очевидна для всех ученых. Абсолютная истина в том, что от того, каким является образование сегодня, зависит будущее любого государства. Там, где речь идет о человеческом сознании, нравственности, ценностных ориентациях, морали и поведении, безусловно, в числе решающих факторов выдвигается образование.
По мнению Б.С. Гершунского, «самым непосредственным и работоспособным «агентом» будущего является сфера образования. Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, следовательно, в конечном итоге экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом» [4. C. 15].
В последние годы проблемой является попытка свести воспитание к образованию, что противоречит всему опыту мировой педагогики. Решение этой проблемы препятствовало бы назреванию многих социальных проблем.
Действительно, конечная цель образования не только в количестве и качестве знаний, полученных учениками. Цель в другом. Результат образования в конечном итоге должен оцениваться не только по непосредственным, наблюдаемым и жестко контролируемым (точнее, поддающимся такому непосредственному контролю и оценке) параметрам эффективности педагогической деятельности. Важна оценка и по отдаленным результатам этой деятельности, на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного общества, но с учетом динамики общечеловеческих ценностей и идеалов и меняющихся критериев реального материально-духовного прогресса и человека, и общества.
Качество воспитания — это сам человек, его действия, его человеческая сущность и менталитет. В этом отношении система образования еще не выполняет свою главную функцию — синтеза знания и воспитания, развития материального и духовного в человеке. Отстраненный от всего человек утрачивает свой менталитет, вместе с ним и свой интеллект, культуру творческого, логического, математического и критического мышления, превращаясь в робота, исполнителя воли власти. Этому способствует традиционная система образования и существующее общество. Следствие этого — низкий уровень духовности и умственной деятельности, подавленный менталитет наших детей. Ученый убежден: «Главная идея развития человеческой цивилизации — это духовное воспитание личностей» [3. C. 185].
Педагогический процесс должен быть подлинно образовательно-воспитательным процессом, содействующим аккумуляции всего накопленного опыта человечества и в обучении, и в воспитании. Обучение, направленное в первую очередь на формирование, развитие знаний, насыщает ум, удовлетворяет познавательные потребности в учебной деятельности. А воспитание важно для формирования личности, которая станет носительницей непреходящих ценностей духовной культуры. 
 
Формирование межконфессиональной толерантности
 
Актуальность формирования межконфессиональной толерантности учащихся объясняется тем, что во взрослую жизнь в начале XXI в. вступило поколение молодых людей, имеющих эклектическую систему ценностей. Размытость ценностно-смысловой идентификации взрослеющего человека не позволяет ему выработать устойчивость к деструктивным проявлениям.
К сожалению, этот процесс продолжает развиваться.
На основе философских, психолого-педагогических, социально-культурологических исследований под толерантностью понимается активная нравственная позиция личности, выраженная в готовности признавать, принимать, понимать, уважать многообразие и своеобразие существующего мироздания в процессе взаимодействия субъектов в условиях поликультурного общества. Тогда межконфессиональная толерантность учащихся — это активная нравственная позиция личности, выражающая ее готовность признавать, принимать, понимать, уважать религиозное многообразие и своеобразие в процессе взаимодействия субъектов в условиях поликонфессионального общества и проявляемая в мотивационно-личностном, содержательном, поведенческом, рефлексивном компонентах.
Сущность понятия «межконфессиональная толерантность» предполагает рассмотрение таких категорий, как готовность, признание, принятие, понимание, уважение. Для определения сущности применяемых категорий обратимся к известным их интерпретациям.[6]
 
Готовность — состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь. Готовность к действию — состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий. Таким образом, личность со сформировавшейся межконфессиональной толерантностью будет характеризовать такое качество как готовность все сделать именно так, чтобы обеспечить выполнение признания, принятия, понимания, уважение религиозного плюрализма.
Признание — оценка по достоинству, положительное отношение со стороны кого-то к чему-нибудь; решение сделать какое-нибудь заключение о ком-то, чем-то. В понимании межконфессиональной толерантности трактовка признания имеет смысл считать действительным, реальным, независимо от субъективного опыта, религиозное многообразие, положительно относиться к иному мировоззрению.
Принятие — согласие с кем-то, чем-то, положительное отношение к чему-то, кому-то. В рамках нашего определенияпринятие означает выражение согласия и положительное отношение к представителям иного мировоззрения, иных конфессиональных направлений.
Понимание — способность осмыслять, постигать содержание, значение чего-нибудь. Сформированная межконфессиональная толерантность предполагает со стороны ее субъекта понимание наличия у объекта способностей,желания постигать смысл, содержание, значение религий, широкой палитры религиозных течений.
Уважение — почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Уважение относительно межконфессиональной толерантности означает почтительное отношение к людям иных религиозных взглядов, признание их достоинств, независимо от субъективной религиозной позиции. 
 
Компоненты толерантности 
 
Мотивационно-личностный компонент межконфессиональной толерантности.
Нравственный смысл поступка человека оценивается первым делом по его мотиву и намерению, а не по внешней форме поступка. Мотив — побуждения к деятельности, которые отвечают на вопрос «ради чего совершается эта деятельность». Люди могут совершать внешне нравственные поступки, но если это делается ради внешнего одобрения, то по сути человек поступает эгоистично.
Мотивационно-личностный компонент заключается в характеристике личностной направленности учащихся. Она выражается в интересе к событиям в сфере межконфессиональных отношений в республике и за рубежом, во взаимодействии в поликонфессиональном обществе, в осознании социальной ценности межконфессиональной толерантности в условиях развития поликультурного общества.
Содержательный компонент межконфессиональной толерантности заключается в количестве и качестве необходимых знаний. Необходимо знание истории и современных тенденций развития религиозных процессов в стране и мире, знание сущности и проявлений межконфессиональной толерантности, культуры межконфессионального взаимодействия.
Поведенческий компонент межконфессиональной толерантности. Выражением поведения человека являются его поступки. Поступок — действие, социальный смысл которого человек осознает. Поступки имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Поведенческий компонент толерантности исследуемого вида характеризуется владением приемами и способами взаимодействия в условиях поликонфессиональности общества. Это умение признавать за каждым гражданином права придерживаться религиозных, нерелигиозных (индифферентных) и атеистических убеждений, умение признавать права личности на свободу религиозного самоопределения.
Рефлексивный компонент межконфессиональной толерантности.
О значении рефлексии при воспитательном воздействии В.А. Сухомлинский считал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».[7].
Рефлексивный компонент межконфессиональной толерантности заключается в действиях самоанализа, самооценки, самокоррекции.
Педагогический словарь трактует формирование личности как процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.
Что же касается формирования межконфессиональной толерантности учащихся, то под этим мы понимаем процесс педагогического воздействия на мотивационно-личностный, содержательный, поведенческий, рефлексивный компоненты исследуемого вида, результатом которого является личность, обладающая качествами, характеризующими ее как межконфессионально толерантную.
 
Заключение
 
Формирование толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно обоснованной адаптации к ним системы образования.
Образование должно использовать свой потенциал для консолидации общества, преодоления напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.
Межконфессиональная толерантность учащихся — это активная нравственная позиция личности, выражающаяся в готовности признавать, принимать, понимать, уважать религиозное многообразие и своеобразие в процессе взаимодействия субъектов в условиях поликонфессиональности общества, проявляющихся в мотивационно-личностном, содержательном, поведенческом, рефлексивном компонентах.
Формирование межконфессиональной толерантности учащихся — процесс педагогического воздействия в ходе обучения и воспитания на мотивационно-личностный, содержательный, поведенческий, рефлексивный компоненты исследуемого качества, результатом которого является личность, обладающая качествами, характеризующими ее как межконфессионально толерантную.
 
Литература
1. Абетова В.А. Толерантность и мир этнического // Мысль. — Алматы. — 2007. — № 7. — С. 29—35.
2. Артемьев А.И., Цепкова И.Б., Маульшариф М.М. Этноконфессиональная толерантность в Казахстане. — Алматы: Гылым, 2009. — 428 с.
3. Арынгазин К.М. Введение в смысловую педагогику. — Караганда: Изд-во КРУ, 2005. — 410 с.
4. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Флинта, 1998. — 432 с.
5. Григоренко А.Ю. Проблема толерантности сквозь призму культурной антропологии и социологии // Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Сост. и общ. ред. А.А. Красикова и Е.С.Токаревой. — М.: Academia, 2006. — С. 64—72.
6. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. — М.: Изд-во Эдиториал УРСС, 1999. — 208 с.
7. Эверс К. О природе толерантности. — Алматы: Конфликтологический центр, 2001. — 39 с.


[1] Руффини Ф. Религиозная свобода. История идеи. — М.: ИВИ РАН, 1995, 145 с. — С. 58.
[2] Хэммени Л.Дж. Религиозная традиция и границы толерантности // Человек: образ и сущность. Толерантность и архитектоника эмоций. — М.: ИНИОН, 1996, 90 c. — С. 79.
[3] Конша М. Какая философия нужна завтра // Философия и общество. — 2004. — № 2. — С. 175—185.
[4] Толерантность. Под ред. М.П. Мчедлова. — М.: Республика, 2004, 416 с. — C. 10.
[5] Гуренкова Т.Д. Проблемы формирования толерантности в сфере этноконфессиональных отношений северного города: социологический анализ (на материалах города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа — Югры). — С. 16.
[6] Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. — М., 2008.
[7] Сухомлинский В.А. О воспитании.  — М.: Изд-во полит. литературы, 1973. — С. 29.