Магия - не способ решения проблем образования
|
В начале 20 века выдающийся философ Альфред Норт Уайтхед заметил: «Задача университета - создание будущего». Нынешний президент Гарвардского университета Дрю Гилпин Фауст отметил, что эта задача выполняется «обучением тех, кому принадлежит будущее, а также развитием идей и открытий, которые способны изменить настоящее и построить лучший мир в будущем».
|
Именно в этом заключается миссия великих университетов и Соединенных Штатов Америки - в воплощении этих целей в реальность, в улучшении нашей жизни. Как ни парадоксально, американское международное лидерство в области высшего образования находится под угрозой из-за стран, которые, по-видимому, лучше понимают, что инвестиции в человеческий капитал и знания - это ключ к экономическому благополучию в будущем.
Китай и Индия, к примеру, инвестируют около 3 процентов и более от их ВВП в сферу высшего образования; Соединенные Штаты вкладывают около 2,7 процентов своего ВВП в университеты и связанную с ними научно-исследовательскую деятельность. Показатели по Америке снижаются, а по Азии растут. Слишком многие американцы, по-видимому, предпочитают верить в магию, а не в тяжелую работу на улучшение благосостояния Америки и ее конкурентоспособности. Чем объясняется этот парадокс?
Американцы говорят, что они твердо убеждены в исключительности образовательных систем. Они хотят, чтобы их дети поступили в колледж и получили высокооплачиваемую, престижную работу. Подавляющее большинство согласно платить более высокие налоги для поддержки медицинских исследований (которые в основном проводятся на базе лучших университетов) по лечению рака или болезни Альцгеймера. И всё же становится ясно, что эти же люди очень плохо представляют себе механизмы улучшения работы университетов. Они кажутся потерянными, и полагаются на то, что можно описать только как "магическое мышление". Они хотят, чтобы Калифорнийский университет оставался значимым, а инвестиции каким-то образом возникли - возможно, из воздуха. Они хотят, чтобы Университет штата Аризона превратился в новый тип американского университета - с инновациями, новыми комбинациями дисциплин, доступом для малообеспеченных граждан, и чтобы все это происходило независимо от них и, конечно, без государственных выплат.
Так что же нужно сделать?
Американцы говорят, что они твердо убеждены в исключительности образовательных систем. Они хотят, чтобы их дети поступили в колледж и получили высокооплачиваемую, престижную работу. Подавляющее большинство согласно платить более высокие налоги для поддержки медицинских исследований (которые в основном проводятся на базе лучших университетов) по лечению рака или болезни Альцгеймера. И всё же становится ясно, что эти же люди очень плохо представляют себе механизмы улучшения работы университетов. Они кажутся потерянными, и полагаются на то, что можно описать только как "магическое мышление". Они хотят, чтобы Калифорнийский университет оставался значимым, а инвестиции каким-то образом возникли - возможно, из воздуха. Они хотят, чтобы Университет штата Аризона превратился в новый тип американского университета - с инновациями, новыми комбинациями дисциплин, доступом для малообеспеченных граждан, и чтобы все это происходило независимо от них и, конечно, без государственных выплат.
Так что же нужно сделать?
Во-первых, мы должны отказаться от этого магического мышления, которое говорит, что мы можем получить что-то из ничего или что качество просто возникнет из воздуха, и выявить способы повышения предельных ставок налога на доходы, чтобы те, кто извлекает выгоду из процветания страны, вкладывали свою долю в возможность получения образования талантливыми молодыми людьми. У нас сейчас одна из самых низких предельных налоговых ставок в мире. «Обеспеченные» идут в частные или государственные школы, и члены их семей видят, что они находятся на пути к престижным университетам и хорошо оплачиваемым работам; "малообеспеченные" застряли в болоте посредственности, им не хватает ресурсов и усилий, необходимых для социальной мобильности. Вторая группа — это подавляющее большинство нашей молодежи и их семей.
Во-вторых, мы должны изменить менталитет богатых членов общества в Соединенных Штатах, которые возмущены идеей того, что нужно "платить" за обучение других детей. Это будет нелегко, но они должны прийти к пониманию того, что небольшие выплаты на обучение молодых людей из среднего класса и малообеспеченных семей помогут вырасти благосостоянию всего общества, которое исходит из количества образованных людей в нем. Короче говоря, мы не должны стесняться вкладывать деньги в наших детей и в наши школы.
В-третьих, нам нужны политические лидеры, которые готовы рискнуть своей карьерой и пойти по пути достойных принципов и ценностей - инвестировать в высшее образование.
В-четвертых, люди должны стать активными участниками в изменении курса — перевести приоритет от очень богатых (один процент населения этой страны контролирует более 40 процентов богатства нации) к бедным учреждениям - построить надежную систему образования в нашей стране. Несколько старых добрых митингов на сотню-другую тысяч людей на улицах местных общин и в Вашингтоне не станут пустой тратой времени. Люди должны послать четкий сигнал своим выборным представителям о том, что они не будут голосовать за кандидатов, которые не поддерживают увеличение финансирования в сфере образования, инноваций и исследований.
В-пятых, мы должны изменить систему поощрения для преподавателей в начальной и средней школе. Молодым учителям нужно чувствовать уважение общества, им нужны высокие зарплаты и продвижение по карьерной лестнице по системе экспертной оценки, а не просто по принципу старшинства.
В-шестых, нам нужны лидеры в инновациях, которые будут разрабатывать новые пути привлечения молодых людей в университеты и воодушевления их - людей, которые будут развивать новые формы учебных планов, подталкивать учителей к инновационному сотрудничеству, которые будут использовать новые технологии для улучшения обучения и дадут новую жизнь старым, но все еще полезным идеям, таким, как идея Джона Дьюи об обучении через действие. Наконец, ни одно улучшение в школах не удастся без стремления родителей сделать все необходимое, чтобы увидеть, что их дети раскрывают свой образовательный потенциал в полном объеме. Поэтому нужны программы по привлечению внимания родителей к уровню образования их детей.
Бенджамин Франклин, основавший Университет Пенсильвании, однажды сказал: «Вложения в знания приносят самый лучший доход». Это сейчас уже не вопрос выбора, если Соединенные Штаты хотят сохранить ведущую роль среди содружества наций в 21 веке.
Во-вторых, мы должны изменить менталитет богатых членов общества в Соединенных Штатах, которые возмущены идеей того, что нужно "платить" за обучение других детей. Это будет нелегко, но они должны прийти к пониманию того, что небольшие выплаты на обучение молодых людей из среднего класса и малообеспеченных семей помогут вырасти благосостоянию всего общества, которое исходит из количества образованных людей в нем. Короче говоря, мы не должны стесняться вкладывать деньги в наших детей и в наши школы.
В-третьих, нам нужны политические лидеры, которые готовы рискнуть своей карьерой и пойти по пути достойных принципов и ценностей - инвестировать в высшее образование.
В-четвертых, люди должны стать активными участниками в изменении курса — перевести приоритет от очень богатых (один процент населения этой страны контролирует более 40 процентов богатства нации) к бедным учреждениям - построить надежную систему образования в нашей стране. Несколько старых добрых митингов на сотню-другую тысяч людей на улицах местных общин и в Вашингтоне не станут пустой тратой времени. Люди должны послать четкий сигнал своим выборным представителям о том, что они не будут голосовать за кандидатов, которые не поддерживают увеличение финансирования в сфере образования, инноваций и исследований.
В-пятых, мы должны изменить систему поощрения для преподавателей в начальной и средней школе. Молодым учителям нужно чувствовать уважение общества, им нужны высокие зарплаты и продвижение по карьерной лестнице по системе экспертной оценки, а не просто по принципу старшинства.
В-шестых, нам нужны лидеры в инновациях, которые будут разрабатывать новые пути привлечения молодых людей в университеты и воодушевления их - людей, которые будут развивать новые формы учебных планов, подталкивать учителей к инновационному сотрудничеству, которые будут использовать новые технологии для улучшения обучения и дадут новую жизнь старым, но все еще полезным идеям, таким, как идея Джона Дьюи об обучении через действие. Наконец, ни одно улучшение в школах не удастся без стремления родителей сделать все необходимое, чтобы увидеть, что их дети раскрывают свой образовательный потенциал в полном объеме. Поэтому нужны программы по привлечению внимания родителей к уровню образования их детей.
Бенджамин Франклин, основавший Университет Пенсильвании, однажды сказал: «Вложения в знания приносят самый лучший доход». Это сейчас уже не вопрос выбора, если Соединенные Штаты хотят сохранить ведущую роль среди содружества наций в 21 веке.
(University world news)