Педагогические инновации в подготовке информационных специалистов в гуманитарных вузах
Информационные специальности в гуманитарном вузе: социальная обусловленность
Включение информационных специальностей в «портфели» гуманитарных вузов носит инновационный характер, однако нередко воспринимается данью своего рода образовательной «моде», ответом на магистральные направления развития общества в постиндустриальный период. Скептики аргументируют свое мнение отсутствием традиций технической подготовки и забывают о зонах преемственности гуманитарных и информационных направлений профессионального образования, сформировавшихся еще в эпоху «до-компьютерных» форматов социально информационного взаимодействия.
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», Всемирный саммит по информационному обществу говорят о том, что приложения ИКТ на базе информационно-коммуникационных технологий важны для деятельности органов государственной власти и предоставляемых ими услуг, для образования и профессиональной подготовки, занятости, создания рабочих мест, предотвращения катастроф, для развития культуры, а также для ликвидации нищеты и достижения иных согласованных целей в области развития. Безусловно, все эти цели имеют гуманитарную ориентацию, концентрируются на социокультурной сфере, на процессах социализации нашего современника.
«Приложения ИКТ должны быть удобными для пользователей, доступными для всех, приемлемыми в ценовом отношении, соответствовать местным потребностям благодаря адаптации к местным языкам и культуре и поддерживать устойчивое развитие», — этими словами ЮНЕСКО можно определить социокультурную миссию специалистов в области прикладной информатики и оценить их деятельность как просветительскую, направленную на формирование информационной культуры, содействие гуманитарному развитию в условиях информационного общества. Инновационность данного направления профессионального образования не просто согласована с перспективами культурного развития России, но и выступает фактором его эффективности в условиях информационного общества.
Специалист в области прикладной информатики призван осуществить не только технологическую, но и социальную, социокультурную, социально-психологическую совместимость ИКТ новаций с развитием социальных объектов микро, мезо и макроуровней. Начальные этапы информатизации — 1990-е годы — ставили задачи насыщения постсоветского пространства техникой, организации ее обслуживания, подготовки потребительской аудитории к новациям. В настоящее время проблемы компьютерной грамотности, первичной адаптации, конфликтов поколений, связанных с компьютером, утратили свой глобальный характер, локализовались на микроуровне в точечном формате.
Большинство проектов реализовывали трансляцию изменений, новаций с макроуровня на микроуровень, что обусловило опасения усиления технократических приоритетов и сформировало концепт информационной культуры личности. Сегодня проблемный комплекс инициируется обратным процессом: фундаментальные изменения, новый виток информатизации микроуровня требуют изменений на макроуровне, изменений на уровне социальных институтов и глобальных социальных систем. Ранее задача заключалась в адаптации человека к изменяющемуся миру, сегодня — каким образом приспособить окружающий мир к изменившемуся человеку: его стилю жизни, поведению, мировоззрению, работе, межличностным коммуникациям.
Прогнозы гуманитарного кризиса в условиях технократии оказались несостоятельными, однако общество столкнулось с глобальным социально экономическим кризисом, одной из причин которого является недостаточный уровень информационной культуры общества, структурная неоднородность, несоответствие «выросших» систем и институтов, стоящих на гребне информатизационной волны, тем институтам, которым еще предстоит качественный сдвиг. Речь идет не просто о социальной диффузии информационных новаций, а о функциональной и структурной трансформации. Недостаточно готовы к трансформациям политические институты, но в их природе заложен очень сильный адаптивный компонент. Как оказалось, крайне плохо адаптирован к информатизационным процессам, в частности к виртуализации, бизнес. Менеджмент как социальный институт в ближайшее время не проявляет соответствия имеющегося потенциала к системной информатизации, а большинство концепций информационного менеджмента затрагивает только «поверхность», не проникая вглубь социального функционала менеджмента. Наибольший потенциал и наивысший уровень развития, на наш взгляд, демонстрируют такие социальные институты как образование, рынок и семья. И здесь перед исследователями информационной культуры встает новая проблема — проблема социальной ответственности авторов информатизации самого разного уровня.
Сегодняшний кризис — это результат социального гомеостата, это болезнь роста, которая позволяет не только диагностировать неоднородность информационного развития, но и уловить ее причины и метрики. Если ранее мы говорили об уровне информационного развития социальных систем и институтов как о количественных показателях интеграции новаций, об уровне социальной диффузии, то сегодня информационная культура общества должна анализироваться уровнем управляемости и целесообразности процессов информатизации, их соответствием миссии институтов и, безусловно, глобальным цивилизационным трендам и новым социальным ориентирам.
Анализируя амбивалентность процессов информатизации, мы делаем вывод о том, что значительная часть негативных социальных последствий информатизации связана с отсутствием специфических компетенций у информационных специалистов. Эти компетенции позволяют регулировать процессы социокультурной диффузии информационных инноваций:
на микроуровне (отдельной личности);
на мезоуровне (отдельных социальных институтов: образования, права, рынка и др., а также крупных корпоративных структур);
на макроуровне (отдельных государств и межгосударственных объединений).
Современный мир заинтересован не только в специалистах, создающих технико-аппаратный потенциал информатизации, технологическое и программное обеспечение, но и обеспечивающих культурное осмысление технического прогресса, оптацию социальных систем в условиях информационного общества, противодействующих разрушению социальных структур, адаптирующих достижения информатизации к настоящим реалиям. Этот функционал определяет своеобразие компетентностных комплексов специалистов в области прикладной информатики — информационных, менеджериальных, кибернетических, социологических, культурологических, аналитических, педагогических, психологических, коммуникативных, филологических, проектно деятельностных, правовых и др. Такой информационный специалист — инновация этапа «зрелости» информатизации.
Инновационные подходы во взаимодействии информационной профессии и информационного образования
Результаты проведенных нами социологических исследований показали, что в условиях информатизации высокие темпы динамики профессиональных ресурсов информационной деятельности привели к дисбалансу удовлетворения кадровых потребностей информационной отрасли современной системой профессионального информационного образования и значительному отставанию развития последней.
Многообразие трактовок информационной деятельности обусловило множество подходов к определению границ профессиональных ресурсов информационной деятельности, набора профессий, формирующих эту социально профессиональную группу. Ход информатизации внес коррективы в определение границ профессионального пространства информационной деятельности, перенеся акцент с развития информационно коммуникативных технологий как фактора, определяющего содержание данной деятельности, на информационное феноменологическое разнообразие, интегрируемое во все уровни социального пространства, в частности на многообразие форм информационного оперирования, на усиление информационного компонента в фундаментальных для современного общества видах деятельности: управленческой, педагогической, социокультурной, производственной, коммерческой и др.
Информационная деятельность инициируется информационными потребностями, которые выступают одними из базовых потребностей человека. Удовлетворение информационных потребностей является сущностью информационной деятельности, фактором ее суверенизации в процессе общественного разделения труда.
Одним из важнейших направлений информатизации являетсяпрофессионализация информационной деятельности: совершенствование профессионального разнообразия информационной деятельности; появление новых профессий, обеспечивающих устойчивое развитие информационной среды;
трансформация устоявшихся профессиональных направлений в соответствии с господствующими в настоящий момент времени информационными и социально информационными технологиями.
Происходящие изменения профессиональной структуры отрасли позволяют говорить об информационной сфере как об области человеческой деятельности, отличающейся повышенной динамичностью развития.
Огромное значение для формирования эффективной системы подготовки информационных специалистов имеет определение критериев устойчивости профессионального разнообразия. Они должны стать основой ее базового компонента, который будет оставаться неизменным на протяжении достаточно длительного срока (относительно тех темпов динамики, которые характерны для профессионального разнообразия информационной деятельности). Между тем, именно в базовый компонент должен быть заложен инновационный и адаптационный потенциал, позволяющий информационному специалисту не только переквалифицироваться в соответствии с новыми направлениями профессионализации, но и создавать новые ориентиры информационного развития. Решение этого вопроса является основой создания эффективных организационно педагогических условий профессиональной подготовки информационных кадров.
Сегодняшняя ситуация ха