Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

По материалам коллегии

23 декабря 2009 г. состоялась коллегия Минобрнауки России, на которой обсуждался вопрос «О планировании объемов подготовки специалистов и научных работников (контрольные цифры приема граждан)". Докладчики: директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И. М. Реморенко и директор Департамента научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России А. В. Наумов).

Более половины выпускников школ в 2010 г. смогут поступить в вузы на бюджетные места. Новость, бесспорно, хорошая для будущих абитуриентов, но далеко не для всех вузов. В Минобрнауки России дали ясно понять, что в слабых и невостребованных вузах прием бюджетников будет сокращаться. «Мы должны максимально поддерживать региональные вузы с хорошим качеством образования. Однако вместе с тем нужно вести более жесткую политику в отношении филиалов, слабых вузов, которые фактически готовят специалистов для улицы», -сказал А. А. Фурсенко

Справка

Начиная с 2007 г., отмечается резкое сокращение количества 11 классников. Если в 2008 г. их было почти 959 тыс., в 2009 г. — 899 тыс., в 2010 г. предполагается уменьшение до 822 тыс., т. е. на 8,5%. Как следствие — сократится и количество студентов. В учреждениях начального профобразования (НПО) на 36% (по сравнению с 2006 г.), среднего профобразования (СПО) — на 26%, в вузах — на 16%. В учреждения НПО в 2010 г. планируется принять 99 828 человек. В учреждения СПО - 289 355 человек, из них 79% будут учиться на очном отделении.

Общий прием в вузы в 2010 г. составит 498 тыс. бюджетных мест (школы окончат 822 тыс. человек). В Минобрнауки считают, что эти цифры в полной мере учитывают демографические тенденции, а главное — обеспечивают выпускникам социальные гарантии.

«Число бюджетных мест по очной форме обучения сохранится практически на уровне 2009 г. — 418 мест в расчете на 1000 человек», — сообщил директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки И. М. Реморенко.

По программам подготовки бакалавров и специалистов планируется принять 448 тыс. человек (98,3% от объема 2009 г.), в том числе на очное отделение 344 тыс. человек. При этом, как подчеркнул И. М. Реморенко, увеличится набор магистров на 45%: с прошлогодних 34 тыс. до 50 тыс. человек. Кстати, по планам Минобрнауки их количество ежегодно должно расти на 15 тыс. человек, чтобы к 2014 г. удалось достичь набора в 112 тыс. (соотношение «выпуск бакалавров к приему магистров» составит 3:1). Эти показатели удастся обеспечить в первую очередь за счет федеральных и национальных исследовательских университетов, а также МГУ и СПбГУ. Что касается иностранных студентов, то в 2010 г. предлагается принять 9978 человек, в том числе из стран СНГ 4611 человек.

Востребованные и невостребованные специальности

Минобрнауки намерено и в дальнейшем сокращать набор по гуманитарным и экономическим специальностям. Как подчеркнул министр А. А. Фурсенко: «За счет перераспределения контрольных цифр приема мы определяем госполитику, а именно поддерживаем те профессии, которые востребованы экономикой, и наоборот — уменьшаем набор по невостребованным специальностям».

Участники коллегии, в том числе и представители профильных вузов, признали разумной подобную политику. «Мы провели специальное исследование по подготовке экономистов; результаты просто поражают, — сообщил ректор ГУ-ВШЭ Я. И. Кузьминов. — Меньше 10% студентов-экономистов изучают эконометрику — это примерно то же самое, что выпускать инженеров без сопромата и прикладной математики. Так что я и мои коллеги из ведущих экономических вузов поддерживаем намерение сократить эти места, несмотря на то, что они, к сожалению, привлекают наиболее сильных студентов (судя по ЕГЭ)".

Спрос на инженерные и технические специальности со стороны абитуриентов гораздо ниже. Тем не менее, государство пытается заинтересовать ими будущих студентов и ежегодно увеличивает прием по таким специальностям, как: «Автоматика и управление» (с 2005 г. количество мест возросло на 77%), «Информационная безопасность» (на 47%), «Морская техника» (на 11%) и др.

Справка

По результатам приема 2009 г. по конкурсу на одно бюджетное место с большим отрывом лидирует укрупненная группа специальностей «Сфера обслуживания» (227 заявлений на одно бюджетное место), далее — «Информационная безопасность» (68 заявлений) и «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» (34 заявления).

Опираясь на потребности экономики в специалистах, начиная с 2005 г., происходило планомерное перераспределение контрольных цифр приема на первый курс высших учебных заведений. Так, за 5 лет по ряду укрупненных групп специальностей происходило сокращение контрольных цифр приема, например, «Гуманитарные науки» — на 26,7%, «Образование и педагогика» — на 28,8%, «Экономика и управление» — на 44,6%. В то же время по ряду специальностей прием увеличивался: «Автоматика и управление» — на 77,2%, «Информационная безопасность» — на 46,9%, «Геодезия и землеустройство» — на 13%, «Авиационная и ракетно-космическая техника» — на 5,1%, «Морская техника» — на 11,4%.

Эти тенденции сохранятся и в следующем году. Кроме того, планируется увеличить подготовку специалистов для сферы обслуживания. Это связано, с одной стороны, с ее бурным развитием, проведением в России таких крупных мероприятий, как Олимпийские игры в Сочи, Всемирная студенческая универсиада, Саммит АТЭС. А с другой, — большим интересом молодежи к этой сфере.

Системы подготовки научно-педагогических и научных кадров

В России открыто 1529 аспирантур, где обучается 147,6 тыс. человек, в том числе на очном отделении — 95,7 тыс. Фактический выпуск аспирантов составляет 33 тыс., в том числе с защитой диссертации — 8,8 тыс. (26%).

Количество докторантур — 593. Численность докторантов — 4242 человека. Фактический выпуск — 1216 человек, в том числе с защитой — 297 (24,4%).

С 2000 по 2008 гг. количество принимаемых аспирантов увеличилось на 15%, а докторантов снизилось на 7,3%.

На 2010 г. в аспирантуру планируется принять 31 327 человек, в докторантуру — 1556, что выше контрольных цифр приема в 2009 г. соответственно на 10,5% и на 12,9%. Анализ данных с 2000 по 2008 гг. показывает, что больше всего аспирантов и докторантов принимается на специальности технической отрасли наук (около 24% от общего числа принятых аспирантов и докторантов). На физико-математические специальности поступают около 6% от общего числа зачисленных в аспирантуру и около 7% от общего числа зачисленных в докторантуру. В целом прием на естественнонаучные специальности и специальности технической отрасли наук в аспирантуру составил около 43%, а в докторантуру — около 48%.

По гуманитарным, социально-экономическим и общественным наукам наибольший прием проводится на экономические специальности — около 18% от общего числа зачисленных в аспирантуру и 12% - в докторантуру. В целом прием в аспирантуру и докторантуру на специальности гуманитарных, социально-экономических и общественных наук составил около 50% от общего числа принятых аспирантов и докторантов.

Эффективность аспирантуры, докторантуры (отношение выпуска с защитой диссертации к общему выпуску из аспирантуры, докторантуры в этот же год) за период с 1997 по 2008 гг. в среднем для аспирантуры составила 28,31%, а для докторантуры — 33,34%.

Какие специалисты нужны экономике?

Как рассчитываются контрольные цифры приема, на основании чего определяется, в каком количестве готовить тех или иных специалистов — эти вопросы, на которые настойчиво пытались получить ответы некоторые члены коллегии, по сути так и остались нерешенными.

«Сложную задачу определения структуры подготовки кадров мы пытаемся решить арифметическими методами, а этого явно недостаточно, — заявил заместитель гендиректора РОСНАНО А. Г. Свинаренко. — Когда я спрашивал Игоря Михайловича [Реморенко] о том, какие экономические показатели учтены при оценке контрольных цифр, я получил ответ: «Прогноз развития Российской Федерации до 2015 г.». Но учитывались ли при этом показатели энергоэффективности, производительности и многие другие? Я все-таки предлагаю посмотреть на эту проблему более серьезно, например, с учетом того, что производительность труда в российских компаниях в 5 раз (в среднем) ниже, чем в западных компаниях. Речь идет и о качестве образовательных программ всех уровней, и о качестве подготовки кадров высшей квалификации. Соответственно, по структуре и по тем задачам, которые стоят перед нашей экономикой».

«Обсуждая контрольные цифры приема, мы фактически говорим о России 2020 г., — продолжил ректор МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничий. — Те, кто будет принят в 2010 г., как раз к этому сроку станут активными работниками. В связи с этим мы уже сейчас должны угадать, какова будет экономика в нашей стране к двадцатому году. Это непростая задача. Может быть, стоит создать экспертную комиссию из представителей Академии наук и бизнеса, которые постарались бы ее решить, поштурмовали бы эту проблему».

Ректора МГУ поддержал замминистра образования и науки А. В. Хлунов: «Вопрос по контрольным цифрам совершенно очевидно связан с перспективами развития экономики. И действительно, структура нашей экономики такова, что сейчас на научной основе проблематично спрогнозировать те кадровые ресурсы, которые будут необходимы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Эту проблему надо решать с привлечением различных специалистов, способных понять, что только арифметического счета недостаточно для понимания картины потребностей кадров. Мы же в это время должны поддерживать подготовку кадров по естественным и техническим наукам. Это наша обязанность как государства. Несмотря на более низкие показатели по ЕГЭ, мы это должны делать, потому что такая потребность появится. Нужно заняться системной работой по бюджетному планированию, которое бы учитывало вопросы прогнозирования и эффективности».

Не порождать неравенство

От вопросов стратегических на коллегии перешли к вопросам частным, но от того не менее сложным: каким образом бюджетные места должны распределяться между вузами. Министр образования высказал идею, что в дальнейшем могут учитываться средние баллы ЕГЭ поступающих в тот или иной вуз. Кроме того, не надо забывать и о демографическом спаде, который уже докатился до высшей школы, и последние два года вузы его остро ощущают.

Довольно радикальные предложения высказал ректор ГУ-ВШЭ Я. И. Кузьминов: «Надо отказаться от контрольных цифр приема и ввести нормативно-подушевое финансирование вузов в зависимости от среднего балла ЕГЭ. В 2010–2011 гг. следует апробировать новую схему. В вузах, где студенты зачислены на бюджет со средним баллом меньше 45 из 100 по отдельным конкурсам, надо сократить треть бюджетных мест по соответствующим направлениям. В вузах, где средний балл составляет меньше 55 — на 20%. При этом необходимо увеличить контрольные цифры в исследовательских университетах — победителях и финалистах конкурса».

Как отметил Я. И. Кузьминов: «Тревогу вызывает и то, что значительное расширение магистратуры происходит при фактическом отсутствии ограничений для вузов, которые не имеют сильного научного потенциала. Это уже через несколько лет может привести к профанации самой идеи уровневого образования. Нужно уже сейчас подумать о введении ограничений».

«Рассуждая о возможном сокращении контрольных цифр, надо понимать, что речь не идет о пропорциональном сокращении между всеми вузами, — подчеркнул А. А. Фурсенко. — Никто не будет уменьшать контрольные цифры на бюджетный прием в тех вузах, где готовят хороших специалистов. Таких вузов немного. Их можно пересчитать по пальцам двух рук (учитывая регионы). Но это означает, что кого-то мы обидим. Я сразу могу сказать, что не только на министерство, но и на представителей тех вузов, которые призывают к более жесткой регламентации, посыплются обвинения в том, что углубляется неравенство. Естественно, мы должны поддерживать не только московские, питерские и томские вузы. Мы должны максимально поддерживать региональные вузы с хорошим качеством образования. Однако вместе с тем нужно вести более жесткую политику в отношении филиалов, слабых вузов, которые фактически готовят специалистов не для жизни, а для улицы».

к началу