Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Digitalization in the Higher Education System: Sociological analysis

И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева

УДК 378-042.4:004+308

https://doi.org/10.20339/AM.08-21.016        

 

И. Алешковский,

канд. экон. наук, директор

Центра стратегии развития образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: aleshkovski@yandex.ru

А.Т. Гаспаришвили,

канд. филос. наук, заместитель директора

Центра стратегии развития образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;

доцент кафедры социологии

Российский университет дружбы народов;

старший научный сотрудник

Федерального научно-исследовательского социологического центра

Российской академии наук

e-mail: gasparishvili@yandex.ru

О.В. Крухмалева,

канд. социол. наук, заведующая отделом

Центра стратегии развития образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;

доцент кафедры социологии

Российский университет дружбы народов

e-mail: kruhoks@yandex.ru

 

Рассматриваются проблемы современной цифровой трансформации вузов России и влияние на ускорение этих процессов ограничительных мер, связанных с пандемией. В основу работы положены результаты двух этапов социологического исследования «Особенности организации работы вузов России в период ограничений в связи с пандемией COVID-19 (мнения студентов и преподавателей)», проведенных сотрудниками МГУ и РУДН в 2020–2021 гг. Целью исследования был комплексный анализ мнений преподавателей и студентов российских вузов о работе в дистанционном формате в период вынужденных ограничений, оценка ими своих цифровых навыков и компетенций и уровня цифровизации их вузов. В статье на примере полученных данных анализируются основные достижения и проблемы перехода к современным цифровым инструментам организации образовательного процесса в вузах страны. В качестве практических рекомендаций по совершенствованию процесса цифровой трансформации высшей школы авторы предлагают ряд возможных мер, которые призваны оптимизировать цифровизацию вузов и направлены на сглаживание ряда ограничений, неизбежно сопровождающих этот процесс. Данная работа адресована широкому кругу читателей, всем, кто интересуется проблемами высшего образования, внедрением цифровых технологий в организацию обучения.

Ключевые слова: образование, цифровизация, LMS-платформа, цифровые ресурсы, дистанционное обучение, пандемия COVID-19, социологические исследования.

Литература

  1. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-116-147
  2. Выступление В.В. Путина на совещании по развитию системы среднего профобразования. Екатеринбург, 6 марта 2018 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56992 (дата обращения: 01.03.2021).
  3. Высшее образование: уроки пандемии (оперативные и стратегические меры по развитию системы). Аналитический доклад. Министерство науки и высшего образования РФ, октябрь 2020. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=25528 (дата обращения: 10.01.2021).
  4. Материалы панельной дискуссии. Опасения педагогов: с кем начинать учебный год, чему и как учить?  ММСО-2020 (Московский международный салон образования), 30.05.2020. URL: https://vk.com/wall-36942048_5997 (дата обращения: 01.03.2021).
  5. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26–27 сентября 2019 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 155 с. URL: https://aiedu.hse.ru/mirror/pubs/share/308201188 (дата обращения: 11.03.2021).
  6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
  7. Университет будущего: как будет выглядеть высшее образование онлайн. URL: https://www.rvc.ru/press-service/media-review/nti/154862/ (дата обращения: 01.03.2021).
  8. Цифровое образование: пусть никто не останется лишним // Коммерсант. 25.11.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4171063 (дата обращения: 01.03.2021).
  9. Цифровые технологии в высшем образовании // Конференция EdCrunch. 01.10.2019 г. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 01.03.2021).
  10. Bond M., Marín V.I., Dolch C. et al. (2018). Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media. International Journal of Education Technology in Higher Education. Vol. 5 (48). URL: https://doi.org/10.1186/s41239-018-0130-1
  11. Carvalho-Silva D., Garcia L., Morgan S.L., Castañeda, L., Selwyn N. (2018). More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education. International Journal of Education Technology in Higher Education. Vol. 15 (22). URL: https://doi.org/10.1186/s41239-018-0109-y
  12. Feenberg A. (2017) The Online Education Controversy and the Future of the University. Found Sci 22. P. 363–371. URL: https://doi.org/10.1007/s10699-015-9444-9
  13. MacKay J.R. (2019). Show and Tool’: How lecture recording transforms staff and student perspectives on lectures in higher education. Computers & Education, 140, 103593. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.05.019
  14. Niedlich S., Kallfaß A., Pohle S., Bormann I. (2021). A comprehensive view of trust in education: Conclusions from a systematic literature review. Review of Education. February 2021. Vol. 9. No. 1. P. 124–158. URL: https://doi.org/10.1002/rev3.3239
  15. The change with digital. URL: http://www.phenomenaleducation.info/change-with-digital.html (дата обращения: 01.03.2021).
  16. Watermeyer R., Crick T., Knight C. et al. (2021). COVID-19 and digital disruption in UK universities: afflictions and affordances of emergency online migration. Higher Education. Vol. 81. P. 623–641. URL: https://doi.org/10.1007/s10734-020-00561-y