Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Comparative analysis of distance and full-time forms of education at University

Е.М. Захарова, С.М. Берникова

УДК 378-042:004

https://doi.org/10.20339/AM.07-21.036              

 

Е.М. Захарова,

канд. пед. наук, доц.

e-mail: mem229@mail.ru

С.М. Берникова,

старший преподаватель

e-mail: svetlana_minina@mail.ru

Курганский государственный университет

 

Исследована проблема внедрения дистанционного обучения в систему высшего образования в период пандемии коронавирусной инфекции. Рассмотрены результаты опроса 186 студентов Курганского государственного университета, обучающихся по разным научным направлениям. Сравнительный анализ дистанционной и очной форм обучения показал, что у половины студентов гуманитарного и математического / технического направления сформировалось положительное отношение к дистанционному формату обучения, около трети этих студентов с желанием и столько же без желания вышли на очную форму, оптимальным соотношением очной и дистанционной форм обучения они считают соотношение 50/50%; а качество обучения и преподавания, по их мнению, не зависят от формы учебной деятельности. Среди представителей естественнонаучного цикла лишь у 16% студентов сформировалось положительное отношение к дистанционному обучению и почти половина из них (45%) с желанием вышли на очное обучение, 51% считают, что мотивация обучения выше при очном получении знаний, а оптимальное соотношение очной и дистанционно форм должно быть 70/30%, при этом, по их мнению, качество обучения и преподавания ухудшается в дистанте. Это связано, на наш взгляд, со спецификой изучаемых дисциплин. Большая часть студентов всех профилей подготовки (76–92%) уверена, что сдавать экзамены, проходить рубежный контроль, аттестацию проще в дистанционной форме. У 60–70% студентов в период дистанционного обучения возникали технические трудности. Основными достоинствами дистанционной формы, по мнению студентов, являются возможность обучения, не выходя из дома (89–92%), в индивидуальном режиме, темпе (88%), возможность пользоваться подсказками (80–83%), отсутствие необходимости создавать деловой образ (78–86%). Главные недостатки: дефицит «живого» общения (56–81%), технические проблемы (63–57%), снижение уровня доступности материала (40–70%), вред здоровью (40–50%) и др. Основными достоинствами очной формы определены наличие «живого» общения (95%); возможность получить разъяснение сложного вопроса от преподавателя (84–96%), доступность восприятия материала (53–76%), полнота участия в учебном процессе (60–67%) и др. Существенные недостатки очной формы: материальные затраты на поездки и питание в учебном заведении (87–88%), потеря времени в связи с необходимостью добираться до места учебы (85–87%), затруднения с использованием подсказки во время контрольных испытаний (50–75%), необходимость регулярной подготовки к занятиям (20–70%) и др.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, очная форма обучения, мотивация обучения, технические средства обучения, интернет-зависимость.

Литература

  1. Алферова М.А. Пересмотр стратегии и тактики реализации дистанционного обучения в ИГМАПО после опыта работы в период пандемии // Педагогика профессионального медицинского образования. 2020. № 4. С. 5.
  2. Галажинский Э. Переход на онлайн-обучение как путь джедая. Слово ректору. 16.04.2020. URL: http://www.tsu.ru/university/rector_page/perekhod-na-onlayn-obuchenie-ka... (дата обращения: 15.03.2021).
  3. Григорович О.А., Минина С.М., Лунева Е.В. Индивидуальные особенности устойчивости студентов к экзаменационному стрессу // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. СПб. 2008. Т. 3. № 1. С. 116–117.
  4. Ефимова-Комарова Л. Б., Иванова М.А. Роль и некоторые особенности дистанционного обучения в вузе // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. 2012. № 1. С. 138–143.
  5. Захарова Е.М., Берникова С.М., Бакина М.И., Андреева М.В. Проблема интернет-зависимости в школьной, молодежной и взрослой среде // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 12. С. 82–86. DOI: 10.20339/АМ.12-20.082
  6. Кириллова А.И. Опыт организации дистантного изучения курсов по истории для студентов вузов: сложности реализации. Кубанские исторические чтения // Материалы XI Международной научно-практической конференции. Краснодар: Издательство Краснодарского центра научно-технической информации, 2020. С. 164–169.
  7. Ратенкова М.А. Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель. URL: https://infourok.ru/distancionnaya-forma-obucheniya-kak-innovacionnaya-o... (дата обращения: 04.05.2020).
  1. Хабибулина Э.М. Дистанционное обучение: основные принципы. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2011/12/07/distant... (дата обращения: 01.03.2021).
  2. Шарипов Ф.Ф., Хафизов А.М. Организационно-педагогические особенности дистанционного обучения // Вестник Таджикского национального университета. 2020. № 6. С. 161–167.
  3. Шахин М.Р. Особенности развития дистанционного обучения в условиях Болонского процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3 (3). С. 122–126.
  4. Эпидемия коронавируса: воздействие на сферу образования. URL: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-obrazovanie-globalnye-pr... (дата обращения: 17.03.2021).