Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Особенности образования в информационном обществе

В.Г. Малахова, Т.Н. Бокова
80,00 ₽

УДК  378:308::004

https://doi.org/10.20339/AM.11-19.036         

В.Г. Малахова,

к.пед.н., доц. кафедры педагогики

e-mail: victory710@mail.ru

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Т.Н. Бокова,

д-р пед. наук, проф. РАО, заведующая

центром организационно-издательской деятельности

и международного сотрудничества

Институт стратегии развития образования Российской академии образования

e-mail: tnbokova@mail.ru

 

Представлен анализ роли и перспектив развития образования в информационном обществе. Статья содержит концептуальный анализ тенденций, имеющих значительное влияние на развитие общества в эпоху постмодернизма, на образование, которое, имея социокультурную обусловленность, традиционно отражает развитие всех процессов в обществе, оказывающих воздействие на культуру как системную совокупность различных форм ее проявления. Образование включает, с одной стороны, трансляцию культуры, т.е. уже существующих ее «сторон, аспектов, граней, способностей и свойств», а с другой — процесс зарождения и подготовки ее будущего состояния, т.к. именно в образовательных процессах сегодня закладываются основы для существования и деятельности в будущем. Авторами проведен анализ влияния идей постмодернизма на современное образование и выявлен ряд ее черт (децентрация как вовлечение в образовательный процесс дополнительных субъектов, множественность, связность и гетерогенность, представленные вариативнностью обучения,  индивидуальными образовательными траекториями, дискретностью как возможность изменения образовательного маршрута на любом этапе, субъектностью как адаптацией условий образовательного процесса к реальной действительности и опыту ученика, событийным конструированием как формирование умения придавать собственные значения изучаемым явлениям путем создания учителем условий, в которых ученики могут ознакомиться с различными культурными перспективами и ценностями, а также деконструкцией, негативизмом, отходом от идеалов и невозможностью целостного осмысления происходящего, открытостью, отсутствием жестких иерархий, асимметричных оппозиционных пар и др.

Ключевые слова: постмодернизм, образование, информационное общество, ризома, вызовы времени.

 

Литература

  1. Бокова Т.Н. Альтернативные школы в США как постмодернистский дидактический проект. М., 2017.
  2. Валицкая А.П. О духовности и духовном образовании // Вестник Герценовского университета. 2008. № 9 (59). С. 13–18.
  3. Грякалов А.А., Романенко И.Б., Стрельченко В.И. Философия человека и антропология образования. М., 2007. С. 198–199.
  4. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf
  5. Digital Learning in EFL Classrooms. Procedia Social and Behavioral Sciences. 25 July 2015. P. 766–769.
  6. Edwards, R.G., Usher, R. Lifelong learning: A postmodern condition of education? Vancouver, 2006.
  7. From Traditional to Digital: The Labor Market Demands and Education Expectations in EU Context. Procedia Economics and Finance. 2014. Vol. 10. P. 269–274.
  8.  Grasping the future of the digital society. Futures. March 2019. Vol. 107. P. 17–28.
  9. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) 2017. P. 339–355.
  10. The digital culture of students of pedagogy specialising in the humanities in Santiago de Chile Computers & Education. May 2019. Vol. 133. P. 1–12.
  11. The Study on Features of Informal Education in Postmodernism. Procedia Social and Behavioral Sciences. 9 July 2014. Vol. 136. P. 559–563.
  12. Cormier, D. Rhizomatic knowledge communities. URL:http://davecormier.com/edblog/2008/02/29/rhizomatic-knowledge-communitie...

 

 

Статья выполнена в рамках проекта РФФИ 19-013-00815 А «Постмодернизм как доминанта развития системы образования в США и России».