Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Международное сотрудничество как фактор формирования интеллектуального потенциала на Севере

Е.В. Кудряшова, Л.А. Зарубина
80,00 ₽

 

УДК  327+378(470+571+98)

https://doi.org/10.20339/AM.11-19.023    

 

Е.В. Кудряшова,

д-р филос. наук, проф., ректор университета

e-mail: e.kudryashova@narfu.ru

Л.А. Зарубина,

аспирант, начальник управления —

заместитель проректора по международному сотрудничеству

e-mail: l.zarubina@narfu.ru

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

 

Исследован процесс перехода к новой модели общества, основанного на знаниях, инновациях и высокоэффективных технологиях. Развитие интеллектуального потенциала России и системная работа с талантливой молодежью является одним из ключевых факторов обеспечения инновационного развития национальной экономики, ее конкурентоспособности и вклада в решение глобальных вызовов. В данных условиях интенсификация международных научных связей, академическая мобильность и интеграция в международный технологический обмен становятся приоритетным направлением развития страны и условием перехода к новому технологическому укладу. Российские университеты, выступая одним из основных субъектов международной научно-технической кооперации и каналом трансфера знаний и технологий, находятся в поиске наиболее эффективных образовательных подходов и моделей подготовки научных кадров для технологий будущего. Авторами статьи подчеркивается необходимость учета международного измерения и приобретения опыта международного сотрудничества при подготовке молодых ученых, что обусловлено ростом сложности и мультидисциплинарности современных исследований, формированием новых сетевых научно-технологических партнерств, активизацией мобильности научных кадров, развитием цифровых технологий и глобальной доступности результатов исследований. В статье представлены практики внедрения различных инструментов международного сотрудничества с целью интеграции студентов и молодых ученых в глобальное научное пространство через обеспечение доступа к мировым знаниям и технологиям и развитие международных компетенций. Авторами предложен кейс Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, а также анализируются особенности и существующие вызовы развитию международного сотрудничества в Арктическом регионе.

Ключевые слова: международное сотрудничество, подготовка молодых ученых, академическая мобильность, Арктический регион.

 

Литература

  1. Дериглазова Л.В., Каратева И.Ю. Анализ факторов участия в программах международной академической мобильности на примере некоторых вузов Сибирского федерального округа // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 2. С. 12–33.
  2. Варламова А.В. Академическая мобильность обучающихся российских вузов (на примере ФГБОУ ВПО «РГУТИС») // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 1. С. 74–80.
  3. Игнатущенко Е.И., Редина Ю.Н. Международное научно-техническое сотрудничество национальных университетов как механизм повышения инновационного комплекса экономики // Молодой ученый. 2016. № 29. С. 407–417.
  4. Княгинина Н., Янбарисова Д. Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств // Образовательная политика. 2016. № 1 (71).
  5. Попова Л.В., Захарова Н.С. Образовательные программы поддержки одаренных в университетах // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 46–55.
  6. Калинина М.Р., Зарубина Л.А. Международное арктическое сотрудничество: опыт Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова // Арктические ведомости. 2015. № 3 (14). С. 92–97.
  7. Sundet M., Forstorp P.-A., Örtenbladby A. Higher Education in the High North: Academic Exchanges between Norway and Russia // Higher education dynamics. Vol. 48. P. 47–63.
  8. Wiers-Jenssen J. Student mobility and the professional value of higher education from abroad. Oslo, 2008.
  9. Сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе в сфере образования и науки как источник регионального развития. Архангельск, 2013.
  10. Сорокина Т.Ю. Биологический мониторинг в Арктике как междисциплинарный проект // Биомониторинг в Арктике. Архангельск, 2018.
  11. Драчкова Л.Н., Зайков К.С. Арктический плавучий университет: вчера, сегодня, завтра // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2016. № 4. С. 87–89.
  12. Avdonina N.S., Kudryashova E.V. & Zaikov K.S. Terrae Novae: the tenth scientific and educational expedition “Arctic Floating University”. The Polar Journal. 2019.
  13. Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. М., 2017.
  14. Клиот Ю.М. Роль академической мобильности в инновационном развитии системы менеджмента качества // Вестник ТГПУ. 2012. № 1. С. 276–279.