М.А. Полякова,
к. педагог. н., доц. кафедры «История»
Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана
E-mail: mariap71@rambler.ru
Предпринята попытка анализа зарождения и происхождения школы в структуре социальных институтов. Автор рассматривает основные исторические типы культурно-образовательного наследования — наставничество, ученичество и собственно школу. Указаны основные характерные черты школы, отличающие ее от других типов культурно-образовательного наследования. Показана связь генезиса школы с общественным разделением труда и развитием новой европейской цивилизации. Сделаны выводы о том, что, во-первых, школа является средством реализации образовательных функций общества и агентом социализации личности, во-вторых, средством наследования и развития накопленного социумом культурного опыта, в-третьих, средством постоянного развития и совершенствования различных форм обучения и воспитания как форм социального прогресса.
Ключевые слова: школа, цивилизация, социализация, социокод, наставничество, ученичество, дисциплина, легитимация.
Литература
1. Безрогов В.Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. — М., 2008.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М., 1995.
3. Бхаскар Р. Общества. — М., 1995.
4. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. — М., 2003.
5. Мак-Люэн Г.М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. — Киев, 2003.
6. Школьный этимологический словарь русского языка.. — М., 2004.
7. [URL]: http://vasmer.narod.ru
8. [URL]: http:// www.etimo.it
9. Das große Wörterbuch der deutschen Sprache. — Mannheim, 2012.
10. Kluge, Fr. 23 erweiterte Auflauf. — Berlin — New York, 1999.