http://dx.doi.org/10.20339/AM.01-16.013
А.О. КАРПОВ,
к. ф.-м. н., в. н. с., начальник отдела
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
e-mail: a.o.karpov@gmail.com
Обосновано культурное значение ключевой роли исследовательского образования в генезисе общества знаний. Показана роль генеративной дидактики как теории исследовательского обучения в формировании личности, способной
к творению нового знания, его технологизации и включению в социоэкономический оборот. Определены и раскрыты дидактические принципы генеративного обучения. Рассмотрены уровни организации исследовательского образования ‒ институциональный, средовой и обучения. Раскрыты этапы исследовательского обучения ‒ вовлечение, выстраивание проблемно-познавательной программы, включение достижений ученика в деятельность общества. Сделан вывод о том, что социально критичной зоной современной культуры становятся не столько высокие технологии и научные новшества, сколько человеческое начало, способное развить в себе ценностно осмысленное отношение к творческому созданию нового.
Ключевые слова: общество знаний, образование, научное исследование, обучение, дидактика.
Литература
1. Mackenzie, J. Science Education after Рostmodernism // Education, Knowledge and Truth: Beyond the postmodern impasse. ‒ London and New York, 1998. ‒ P. 53–67.
2. Harris, W.T. Vocation versus culture, or the two aspects of education // Education. ‒ 1891. ‒ Vol. XII. ‒ Р. 194–197.
3. Cubberley, E.P. Public school administration. ‒ Boston, 1916.
4. Botkin, J.W., Elmandjra, M., Malitza, M. No limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. ‒ Oxford, 1999.
5. Doll, W.E. A Post-modern Perspective on Curriculum. ‒ New York and London, 1993.
6. Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. ‒ М., 2009. ‒ С. 77–82.
7. Bruner, J.S. Science education and teachers: a Karplus Lecture // In Search of Pedagogy. Selected works of Jerome S. Bruner. ‒ London and New York, 2006. ‒ P. 150–159.
8. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений. ‒ М., 1996. ‒ С. 8–31.
9. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. ‒ М., 2002.
10. Godon, R. Understanding, Personal Identity & Education //Journal of Philosophy of Education. ‒ 2004. ‒ Vol. 38. ‒ No. 4. ‒ P. 589–600.
11. English, A. Transformation and Education: the Voice of the Learner in Peters’ Concept of Teaching // Journal of Philosophy of Education. ‒ 2009. ‒ Vol. 43. ‒ No. 1. ‒ P. 75–95.
12. Hammershoj, L.G. Creativity as a Question of Bildung // Journal of Philosophy of Education. ‒ 2009. ‒ Vol. 43. ‒ No. 4. ‒ P. 545–557.
13. Bogoyavlenskaya, D. Two paradigms ‒ two vectors of creating the new // International journal of psychology. ‒ 2008. ‒ Vol. 1. ‒ P. 241–250.
14. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. ‒ М., 2002.
15. Карпов А.О. Локус научной одаренности: программа «Шаг в будущее» // Вестник РАН. ‒ 2012. ‒ Т. 82. ‒ № 8. ‒ С. 725–731.
16. Карпов А.О. Образование в обществе знаний: исследовательская модель // Вестник РАН. ‒ 2012. ‒ Т. 82. ‒ № 2. ‒ С. 146–152.
17. Developing Foresight for the Development of Higher Education/Research Relations in the Perspective of the European Research Area (ERA) //Final Report of the Strata-Etan Expert Group. Brussels, 2002.
18. Karpov, A.O. Knowledge Society: A Weak Link // Herald of the Russian Academy of Sciences. ‒ N.-Y., 2010. ‒ Vol. 80. ‒ No. 4. ‒ P. 372–377.
19. Tomlinson, J. Policy and Governanse // Tomorrow’s Schools. ‒ London & New York, 2000. ‒ P. 153–166.
20. Карпов А.О. Научное познание и системогенез современной школы // Вопросы философии. ‒ 2003. ‒ № 6. ‒ С. 37–53.
21. Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН. ‒ 2002. ‒ Т. 72. ‒ № 12. ‒ С. 1069–1074.
22. Сборник материалов выставки «Шаг в будущее» и Национального соревнования молодых ученых ЕС. ‒ М., 2002.
23. Gureev, A. Home Laser Appliance to Diagnose Cancer // 13th EU Contest for Young Scientists. ‒ Brussels-Oslo, 2001. ‒ P. 29.
24. Efimenko, A. My challenge to children’s mortality // 12th EU Contest for Young Scientists. ‒ Bergen, 2000. ‒ P. 83.
25. Obuschenko, A. Light-induced Particle Aggregation // 14th EU Contest for Young Scientists. ‒ Vienna, 2002. ‒ P. 30.
26. Gregorieva, V. How to make a profit from waste material // 12th EU Contest for Young Scientists. ‒ Bergen, 2000. ‒ P. 84.
27. Бакулина Т. Как избавиться от нефти? Астраханская студентка изобрела уникальный препарат // Московские новости. ‒ 2001. ‒ № 43.
28. The Role of the Universities in the Europe of Knowledge. ‒ Brussels, 2003.
29. Ильченко А. Не интересно? // Поиск. ‒ 2011. ‒ № 13. ‒ С. 2.
30. Похолков Ю.П. Печально, но факт. Тезис о лучшем в мире российском образовании сегодня звучит неубедительно // Поиск. ‒ 2011. ‒ № 10–11. ‒ С. 13.
31. Simons, M. «Education Through Research» at European Universities: Notes on the Orientation of Academic Research //Journal of Philosophy of Education. ‒ 2006. ‒ Vol. 40. ‒ No. 1. ‒ P. 31–50.