М.А. Таппасханова,
к. и. н., доц., с. н. с.
Институт теории и истории педагогики РАО
E-mail: tap-marina@mail.ru
И.Б. Шульга,
аспирант
Московский институт современного академического образования
E-mail: iliashulga@mail.ru
Впервые проведены рассмотрение и классификация синхронных методов дистанционной педагогики, а также исследованы их преимущества и недостатки применительно к различным педагогическим условиям. Исследована зависимость эффективности различных применяемых методов обучения от соотношения изучаемых материалов теоретической и практической направленности в данной дисциплине. Сделан авторский вывод: при построении и проектировании обучающих курсов необходимо принимать во внимание то, что подавляющее большинство изучаемых дисциплин имеет в своем составе разделы, содержащие теоретические и практические аспекты изучаемого материала и, таким образом, при изучении различных разделов более эффективными будут методы, предназначенные для изучения и закрепления соответственно теоретических или практических знаний, умений, навыков и компетенций. Однако, по мнению авторов, при изучении большинства дисциплин обучающий процесс будет наиболее эффективен при комбинировании различных методов.
Ключевые слова: дистанционный, педагогика, синхронный, метод, обучающийся, лекция, семинар, конференция, консультация, процесс.
Литература
1. А.А. Андреев. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. — 2012. — № 10. — С. 106–111.
2. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. — Таганрог, 2008.
3. Мельченко Г.Г., Иванова А.А., Голубева И.С. ИКТ в преподавании курса «Аналитическая химия» // Высшее образование в России. — 2013. — № 3. — С. 155–158.
4. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. — Оренбург, 2012.
5. Лукашенко М.А. К вопросу о методике преподавания в среде e-Learning // Высшее образование в России. — 2009. — № 11. — С. 65–70.
6. Таппасханова М.А. Роль социального партнерства в системе профессионального образования // Образование через всю жизнь: В 2 ч. — Ч. II. — СПб., 2011. — С. 258–259.
7. Таппасханова М.А. Технологические компоненты дистанционного обучения // Развитие профессионального непрерывного образования в постиндустриальной России и на Украине. — М., 2012. — С. 224–234.
8. Таппасханова М.А., Шульга И.Б. Особенности различных методов дистанционной педагогики высшего профессионального образования // Перспективы науки и образования. — 2013. — № 4. — С. 93–100.
9. Таппасханова М.А., Абрамова Н.В. Основы дистанционного обучения // Развитие профессионального непрерывного образования в постиндустриальной России и на Украине. — М., 2012. — С. 213–224.
10. Догадаева М.Л., Таппасханова М.А., Шульга И.Б. Педагогическая диагностика // Развитие профессионального непрерывного образования в постиндустриальной России и на Украине. — М., 2012. — С. 151–166.
11. Таппасханова М.А., Шульга И.Б. Применение активных методов обучения в дистанционном образовании // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). — М., 2013. — С. 183–189.
12. Таппасханова М.А., Шульга И.Б. Роль онлайн-игр в социализации людей // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). — М., 2012. — С. 25–29.