А.И. Капичников,
к. педагог. н., доц.
О.В. Романова,
к. педагог. н., доц.
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова
О.Б. Капичникова,
к. педагог. н., проф.
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
E-mail: alexsgau@yandex.ru
Анализируется проблема формирования учебных мотивов студентов в условиях трехступенчатого высшего образования. Акцент сделан на проблеме преемственности в процессе формирования мотивов учебной деятельности, актуализированной в связи с новой концепцией развития высшего профессионального образования, сформулированной в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». Представлены сущностные характеристики формирования учебной мотивации на начальном (бакалавриат), базовом (магистратура) и завершающем (аспирантура) этапах обучения в вузе, при этом деятельность выпускников соотнесена с профессиональными компетенциями и личностными характеристиками. Сделан вывод о том, что детальное раскрытие качественных и количественных показателей сформированности мотивов учебной деятельности студентов является перспективным направлением повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе.
Ключевые слова: модернизация высшего профессионального образования, преемственность образовательного процесса, бакалавриат, магистратура, аспирантура, мотивация учебной деятельности студентов.
Литература
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Модернизация образовательного процесса в современном вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2014. — № 5 (111). — С. 60–63.
- Анохин П.К. Избранные труды. — М., 1978.
- Леонтьев А.Н. Потребности: мотивы, эмоции. — М., 1971.
- Формирование учебной мотивации студентов в условиях бакалавриата и магистратуры вуза // Актуальные проблемы педагогики и психологии. — М., 2014. — С. 122–134.
- Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования // Педагогика: традиции и инновации. — Челябинск, 2014. — С. 160–162.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.