О.В. Хлебникова,
к. философ. н., доц.
кафедры «История, философия и культурология»
Омский государственный университет путей сообщения
E-mail: khlebnikova_ov@mail.ru
Рассмотрены основные проблемы преподавания философии в высшей школе в контексте современных модернизационных процессов в сфере образования. Выявлены противоречия между существующими институализированными представлениями о сущности образования и внутренними интенциями самого феномена философствования, а также между базовыми установками массовой культуры в отношении деятельности интеллекта и необходимостью преодоления данных установок в процессе преподавания философии. Сделан авторский вывод о том, что базовой практической целью как самой философии, так и ее преподавания можно считать своеобразное возвращение массового, «одномерного» человека к самому себе. Однако, по мнению автора, гуманистическая задача подобного уровня амбициозности требует сопоставимых по масштабу физических и нравственных затрат со стороны как общества в целом, так и каждого человека (преподавателя, студента) в отдельности.
Ключевые слова: преподавание философии, философия, философствование, образование, массовая культура, мышление, современность, человек.
Литература
1. Барт Р. Мифологии. — М., 2004.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М., 2006.
3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? — М.–СПб., 1998.
4. Долженко О.В. Очерки по философии образования. — М., 1995.
5. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. — СПб., 2004.
6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Избранные труды. — М., 1997. — С. 43–163.
7. Платон. Государство: Собрание сочинений в 4 т. — Т. 3. — М., 1994. — С. 79–420.
8. Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования. — М.–Воронеж, 2007.
9. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / Время и бытие. — М., 1993. — С. 327–345.
10. Хлебникова О.В. Профессиональный философ в современном социокультурном пространстве // Идеи и идеалы. — 2012. — № 3 (13). — С. 119–125.
11. Шелер М. Формы знания и образование: Избранные произведения. — М., 1994. — С. 15–56.