Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРОВ 2001 ГОДА

 

 ОБРАЗОВАНИЕ: РАКУРСЫ И ГРАНИ
СНГ: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ССЛЕДОВАНИЯ
 
Абасов 3. Инновационность в образовании и подготовка учителей. № 4, 7
Абдуллаев Ю. Рождение. № 7, 15
Алимов Р. Ташкентский государственный экономический университет: события и факты. № 7, 23
Арсланова О. Даешь "Новости" вместо МТV! № 1, 32
Владимирова А., Акинфиева Н. Современное образование: политика выживания или развития? № 10, 3
Грудзинский А. DЕАN — Европейская академическая сеть деканов. № 5, 15
Дворянов В., Галковская Э. И снова о школе. № 4, 10
Дынич В., Толкачев Е. Новый этаж на старом фундаменте? № 2, 41
Зотов Ю. Взгляд учителя. № 4, 3
Илькевич Б. Формирование   профессиональноймотивации. № 8, 11
Катанандов С. Доклад руководителя рабочей группы Государ­ственного совета Российской Федерации. № 9, 13
Киселев А. О некоторых проблемах нашего образования. № 12, 3
Кликунов Н., Шаповалов В. О введении единого националь­ного экзамена. № 10, 8
Климанович О., Ганчеренок И. Понятийно-терминологичес­кий аспект проблемы интернационализации высшего образования. № 1, 10
Коломинский Я. Психологическая культура — условие и цель деятельности психолога. № 2, 44
Костомаров В. О языке диссертаций. № 6, 32
Краковский Ю., Ченских В. Подход к выбору новых специ­альностей для крупных социально-экономических проектов. №5, 10
Лазарев В., Куровская Л. Научно-исследовательская деятель­ность белорусских студентов: участие в научных конференци­ях. № 8, 15
Малянов Е. Развитие образования и производительных сил в России: региональный проект.   № 6, 3
Матвиенко В. Образовательная политика России на совре­менном этапе (тезисы доклада). № 9, 17
Мнения и предложения регионов  (Д. Аяцков,   В. Егоров, В. Пла­тов, М. Прусак, В. Сердюков,   П. Сумин, А. Суриков,   М. Шайми­ев). № 9, 9
Мотова Г. О культурно-исторических предпосылках типовой дифференциации учреждений образования.   № 6, 8
Мухитдинов М. Некоторые характеристики системы тестиро­вания в Узбекистане. № 7, 19
Никитин М., Соловьев С. Стоит ли овчинка выделки? № 5, 16
О чем шла речь на заседании Правительства РФ? № 9, 39
Попов Г., Чернов К. Об одной модели университетской специальности. № 5, 12
Попов О. Стоит ли бояться реформы русского правописания? № 6, 11
Семин В. Вызовы современности. №1,7
Сенашенко В., Сенаторова В. Новые подходы к проблеме
подготовки работников управления в сфере высшего профес­сионального образования. № 12, 8
С заседания ВАК. № 6, 30
Скачков Ю. Пензенская архитектурно-строительная акаде­мия: контроль над качеством подготовки специалистов. № 12, 14
Соколов А., Афанасова Л. Квопросу о воспроизводстве русской интеллигенции. № 10, 10
Состав рабочей группы Госсовета РФ по вопросам развития образования. № 9, 2
Стражев В. Высшая школа Беларуси. № 2, 3
Титов К. Самая главная задача России (выступление на встрече в Самаре). № 9, 7
Филиппов В. Об итогах работы системы образования в 2000 г. и задачах на 2001 г. № 3, 3
Федоров И. Проблемы и перспективы подготовки инженер­ных кадров. № 4, 13
Хроника подготовки Заседания Госсовета РФ по вопросам развития образования. № 9, 3, 12, 21
 
БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ. НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
 
Бриколл Й.М. Конвергенция и цена статус-кво. № 4, 16
Гулямов С.Образование в Узбекистане: день сегодняшний (Интервью). № 7, 8
Долженко О. По пути в Прагу. № 4, 15
Иванов И. Нас так учили — искать себя. № 12, 38
Каримов И. То, что останется после нас (Из лекции, прочи­танной в Московском государственном университете им. М.Б.Ломоносова).   № 7, 3
Карпинский В. Человек есть тайна. № 2, 11
Кухтевич А. Общество и медицина: ожидания и реальность.
№ 8, 27
Михайлов А. Гуманитарное знание в меняющемся мире. № 2, 15
Михайлева Е. Гражданственность интеллигенции: пути формирования в кризисном обществе. № 3, 20
Никитина Н. Корпоративность — это совместное и взаимное развитие   (Интервью). № 12, 34
Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте (Мнения участников «круглого стола»: Ю.Афанасьева, И.Бородулина, Л.Гребнева, В.Захареви-ча, Е.Каменской, О.Купцова, Д.Пузанкова, В.Соловьева, В.Шадрикова ). № 6, 15
Тарасов С. Группа 013. № 12, 36
Федоров А., Новикова А. Медиа и медиаобразование. № 11, 15
Христианович   С. «Безобразники» ломают традиции (Из беседы с Д.А.Кузьмичевым, состоявшейся   9 февраля 1984 г.). № 12, 30
Фортов В. Научные и образовательные аспекты информаци­онного неравенства. № 1,3
 
В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
 
Азизходжаева Н. О Центре интенсивной подготовки препода­вателей по новым педагогическим технологиям. № 7. 29
Гликман И. Оценка студентами качества преподавания в вузе. № 5, 20
Дорофеен А. Функции задач в учебнике по технической дисциплине. № 11, 24
Ермаков В. Социально-культурные и психолого-педагогичес­кие аспекты математического воспитания. № 2, 34
Зотов Ю, Шипаева Т. Пример использования упражнений по начертательной геометрии в подготовке химиков-технологов. № 6, 26
Казаков Ю. Системный подход к содержанию дипломного проекта в техническом вузе. № 10, 17
Кадырова X. Мнение. № 7, 31
Коржуев А., Рязанова Е. Вузовский учебник: общедидактический аспект. № 3, 10
Курочкина И. Деловая игра в воспитании качеств лидера (на примере занятий по деловому этикету). № 8, 18
Метешкин К., Шаронова Н. Использование гибридного интеллекта в учебном процессе высших учебных заведений. № 11, 10
Новиков В., Тираспольский Л. Образовательный потенциал виртуальной конференции. № 1, 21
Программа обучения преподавателей инновационным методи­кам. № 7, 31
Рахманова В. Мнение. № 7, 30
 
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
 
Белканов Н. Российское образование: поиски себя в контек­сте глобализма. № 1, 25
Вишневский М. И итеративность мировоззренческих основа­ний образовательной деятельности. № 2, 19
Власова С. Взаимодействие естественнонаучного и гумани­тарного знания. № 12, 22
Еровенко В., Михайлова Н. Феномен математического знания в постмодернистской философии образования. № 2, 26
Ильин Г. Проблема различия обучения и образования (на примере контекстного обучения и проективного образова­ния). № 5, 22
Иоанн (Экономцев)   Десятилетие возрождения православного образования в России. № 1, 14
Карлов Н.,   Кудрявцев Н. Ноосфера образования. Область удаленного доступа к знаниям. № 3, 13
Ким Р. О некоторых особенностях преподавания русской философии. № 12, 24
Коротких В. Русская философия в контексте истории миро­вой культуры. № 12, 26
Пейкова 3. Отношение российского населения к правосла­вию. № 1, 19
Покровский Н. Структура учебных курсов по общей социоло­гии: стандарты и варианты. № 12, 17
Розин В. Об идеях педагогического дискурса и диспозитиве образования. № 11, 3
Тарасова О. Культурологические аспекты образования   (к постановке вопроса). № 5, 26
Харин Ю. Человек просвещенный. № 2, 23
 
НА ПУТИ К СЕБЕ. ЧЕЛОВЕК В ТОЧКЕ «ОМЕГА»
 
Алексий II.   «Живите с миром!». № 4, 40 Вазина К. О школе саморазвития. № 5, 8
Валиходжаев Б. Олий Мадраса — высшее медресе - универси­тет. № 7, 39
Коротких В. Педагогическая карьера и трагедия творчества: факторы эволюции философии Гегеля. № 8, 22
Пергамеищик Л. Уроки Чернобыля. № 2, 49
Петров Ю. Сотвори себя сам или пятнадцать лет спустя № 5, 3
Христодул. «Главное — спасение человека». № 4, 43
Чубайс И. Что отсутствует в нашей системе образования или каким должен быть курс россиеведения.   № 6, 28
 
ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК
 
Анчарская В. А нужен ли современной России молодой специалист? № 5, 35
Карезин В. Куда податься молодому специалисту?     № 5, 37
Попов О., Саидов М. Стратегия расходования средств - взгляд на финансовый менеджмент европейского университе­та (реферат). № 3, 27; № 4, 27.
Саидов М.. Финансирование и маркетинг в сфере непрерыв­ного образования. № 7, 27
 
ИНТЕРВЬЮ
 
Джабаров А. Несколько слов о Зоологическом музее СамГУ. № 7, 38
Журавлев Ю. О математике, преподавании и кое о чем еще... № 5, 29
Князева М. От газеты — к аптечному киоску. № 10, 22
Кузьминов Я. «В безразличии к образованию — трагедия российской власти...».   № 9, 22
Носкова С. Физическая культура — по преимуществу культу­ра. № 11, 27
Похолков Ю. Тяжело, но интересно № 4, 22
Садовничий В. Российским учителям хватило бы 500 долла­ров. № 9, 24
Солеев А. Дела проректорские. № 7, 37
Филиппов В., Абрамов А. 12 лет без права апелляции (Интер­вью). № 9, 40
Холмуродов Р. Нам надоело плохо жить № 7, 33
Юсупов Р. С мыслью о человеке. № 7, 36
 
ПРОШЛОЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО
 
Булгаков С. Под знаком Университета. № 10, 38
Гвоздевская Г. Проблемы исследования традиционных систем музыкального воспитания Востока. № 3, 33
Лепешко Б. Кристаллизация национальной идеи. № 2, 6
Попова А. Как обстояло дело со взятками в судебной системе после реформы 1864 г. № 5, 42
 
ПРОШЛОЕ ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
 
Баев В. Университеты в Веймарской республике: воспомина­ния современников (1919-1933 гг.). № 12, 42
Дьячков С. Китайская грамота, или пять телег мудрости. № 1, 40
Зернуджи Б. Из «Наставления учащемуся на пути обучения».
№ 7, 45
Иванов А. Кооперативные организации: студенческое предринимательство. № 4, 34
Нерстина С., Огурцов А., Розин В., Долженко О. Готов ли
разум пожертвовать собой? № 8, 3
Полежай В. Штрихи к портрету МГТУ. № 3, 38
Тарасова В. Высшая инженерная школа в России (некоторые аспекты становления и развития). № 11, 30
 
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ
 
Альтбах Ф. Высшее образование и WТО: безумие глобализа­ции. № 6, 39 Альтбах Ф. Возвышение псевдоуниверситетов. № 12, 39
Баракони К. В чем слабость университетского менеджмента в Венгрии? № 5, 39
Долженко О. «Вековое логовище знаний...». № 10, 23
Марцинковский И. Ключевые проблемы образования в контексте интеллектуального потенциала будущего: сравни­тельно-педагогический аспект. № 7, 41
Мин Вэйфанг. Современные тенденции развития высшего образования в Китае. № 1, 38
Поуэр К.Б., В.Бхалла В. Международные провайдеры высшего образования в Индии. № 6, 42
Узунова Т. Главная проблема эмигрантов: опыт Германии (заметки очевидца). № 8, 35
Федоров А. Медиаобразование во Франции. № 3, 46
 
ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
 
Петерсон Олаф. Университет в ранний период современной Европы: традиции и новации: Реферат (Окончание). № 1, 43
Костюкевич С. Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и есте­ственной науки. № 6, 34
Шмидт-Виггеманн В. Университет в ранний период современ­ной Европы: новые структуры знания (реферат). № 8, 31; №10, 27; № 12, 44
 
ЛЕКТОРИЙ
 
Гусев М. О новой картине мира и великом равновесии в природе. № 3, 40
Кон И. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире (конспект лекции, прочитанной в лектории МГУ им. М.Ломо­носова). № 11, 35
 
ПУБЛИЦИСТИКА
 
Каравкин В. Credo: философское эссе. № 2, 52
Пилипшин Д. Жизнь и обыкновенные приключения молодо­го преподавателя, описанные им самим. № 8, 39
Попов О. На берегах Быстрой Сосны. № 10, 33
 
ОБРАЗОВАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА
 
Апанович Ф. Эволюция вспять: от человека к обезьяне (Образы революции и народа в творчестве И.Бунина и М.Приш­вина первых десятилетий XX в.). № 1, 33
Из поэзии вагантов: «Любовь к филологии». № 6, 13
Черный Саша. № 11: Там внутри (2-я с. обложки), Молитва (14), Читатель (23), Ранним Утром (23), 1909 (3-я с. обложки)
 
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
 
Аксенов И. Некоторые итоги парламентских выборов в России (1993-1999 гг.). № 8, 44
Барбараш Н., Кувшинов Д., Тульчинский М. и др. Результаты обучения студентов-медиков приемам психологической защиты от стрессов. № 8, 43
Волков С., Корнейчук Б. Покемон как зеркало проблем экономического образования... № 4, 46
Воронцов Г., Кукоз Ф. Какой мы видим реформу техническо­го образования. № 4, 47
Добрынина В., Кухтевич Т. Социокультурные аспекты права личности на образование. № 3, 7
Магомедов М. Соавторство как источник паразитизма и серости в науке. № 11, 44
Тер-Эммануильян Н., Тер-Эммануильян Т. О некоторых элементарных ошибках в учебниках по сопромату и строи­тельной механике. № 6, 46
Хегай О. Как преодолеть дефицит аудиторного фонда? № 6, 45
 
ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ. ИНТЕРНЕТ ДЛЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
 
Адамский А. Кому выгодна реформа образования? № 9, 34
Бакиева Г. Язык - мой друг. № 7, 25
Ваганов А. Тяжкая поступь функциональных грамотеев. № 9, 33
Далимов А. Тестирование: были и небылицы. № 7, 21
Дискуссия в СМИ о реформе в образовании (библиография). № 9, 36
Иванова Т. Новелла о застрявшем лифте. № 9, 30
Иштрикова Н. Что мы знаем о планах модернизации? № 9, 26
Кондрашевский Г. Русская история в Интернет. № 1, 31
Попов Г. О платном образовании. № 11, 42
Семенов А. Учиться, учиться...   И как можно лучше. № 9, 28
Тема реформы образования па сайтах Интернет'. Какая школа нужна. России? № 9, 42
Четыре «торпеды» в бок модернизации. № 9, 35
Шарыгип И. Главное — не результат, а действие. № 9, 29
 
НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ
 
Видяпин В., Зуев В., Биггс М. Взгляд со стороны (фрагменты выступлений на международной конференции "Национальная программа по подготовке кадров: результаты и перспективы реформ": 15-16 декабря 1999г., Ташкент). № 7, 49.
Скотт П. Реформы высшего образования в странах Централь­ной! и Восточной Европы: попытка анализа (реферат). № 8, 47;   № 9, 48; № 10, 44; № 11, 46.
 
ОБОЗРЕНИЕ
 
Микуленко Т. Язык твой — враг твой? № 3, 48
Микуленко Т. Вес это так. К слову. № 5, 48
Микуленко Т. Картонные сваи № 6, 48
Микуленко Т. Образование как товар. № 10, 49
Узунова Т. О науке, информатике и сезоне охоты за учеными степенями   (По страницам СМИ). № 1, 49
Узунова Т. «Битва за учебник». № 4, 52