В.А. Чистяков,
канд. социол. наук, доцент
кафедра общеобразовательных и профессиональных дисциплин
Нижегородский институт путей сообщения — филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Приволжский государственный университет
путей сообщения»
https://orcid.org/0009-0002-3344-7389, AuthorID: 717043, SPIN код: 6251-9410
e-mail: fpk_kfu@mail.ru
С.М. Мальцева,
канд. филос. наук, доцент
кафедра философии и теологии
Мининский университет, Н. Новгород;
доцент кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин,
Нижегородский институт путей сообщения — филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Приволжский государственный университет путей сообщения»
https://orcid.org/0000-0002-7273-1852, AuthorID: 736254, SPIN код: 9502-6593
e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru
А.Д. Сироткин,
cтудент кафедры профессионального образования и управления
Мининский университет, Н. Новгород
e-mail: mklva@mail.ru
Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления новых форм повседневности, возникающих в условиях цифровой эпохи. В статье рассматривается культура повседневности современного студента через призму философско-социологического анализа. Акцент делается на трансформации повседневных практик под влиянием цифровизации, изменений в образовательной среде и социальных взаимодействиях. Научная новизна работы заключается в синтезе философского и социологического подходов к изучению студенческой повседневности, а также в применении актуальных эмпирических данных для верификации теоретических положений. Исследование культуры повседневности современного студента требует комплексного методологического подхода, объединяющего философский анализ, социологические методы и культурологические интерпретации. В основе работы лежит сочетание качественных и количественных методов, позволяющих выявить как структурные закономерности, так и субъективные смыслы повседневных практик. Методологическая основа включает анализ эмпирических данных, теоретических концепций повседневности (А. Шюц, М. де Серто, П. Бергер, Т. Лукман) и авторские наблюдения. Результаты исследования демонстрируют, что повседневность студента характеризуется гибридностью цифрового и офлайн-пространства, фрагментацией временных структур и новыми формами коммуникации. Статья вносит вклад в понимание современных культурных процессов в молодежной среде.
Ключевые слова: культура повседневности, студенчество, цифровизация, временные режимы, коммуникативные практики, гибридизация, социальные взаимодействия
Литература
- Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 451 с.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. М.: Астрель, 2010. 895 с.
- Роза Х. Ускорение: Изменение временных структур в модерне. М.: Изд-во Института Гайдара, 2021. 336 с.
- Де Серто М. Изобретение повседневности. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 330 с.
- Фуко М. Другие пространства // Интеллектуальные среды. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2005. С. 191–204.
- Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 152–201.
- Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. М.: Весь мир, 2020. Т. 1–2.
- Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. 1056 с.
- Миллер Д. Как мир изменил социальные сети. М.: Альпина Паблишер, 2020. 320 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.
- Баринова С.Г., Баринова С.Г. Культура повседневности молодежи: коммуникация в цифровой среде // Коммуникология. 2024. Т. 12. № 4. С. 83–94.
- Доклад о положении молодежи в Российской Федерации за 2023 год. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2024/10/Доклад_ПМ2023_ЭЦП_Петрова1.10.24.pdf (дата обращения: 24.09.2025).
- Бахарев В.В., Игнатов М.А., Демененко И.А. Коммуникативные практики студенческой молодежи в интернет-пространстве: проблемы и перспективы // Этносоциум. 2023. № 1. С. 9–16.
- Vytniorgu, R. Student belonging and the wider context // HEPI Policy Note. 2022. No. 39. Higher Education Policy Institute. URL: https://www.hepi.ac.uk/wp-content/uploads/2022/11/Student-belonging-and-the-wider-context.pdf (дата обращения: 29.09.2025).
- Баринова С.Г., Баринова С.Г. Ответственность в цифровой среде в культуре повседневности современной молодежи // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2024. № 4 (61). С. 18–23.
- Gayazov, A.S., Litvinova, E.M., Fazylzianova, G.I., Vorobyev, V.K., Abutalipova, L.N., Smirnova, N.V., Khairullina, E.R. Reproduction of student everyday culture values // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. № 1. Pp. 130–138.
- Женщины и мужчины России. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 176 с.
- Вишневский Ю.Р., Певная М.В. Жизненный мир студенчества: от государственного регулирования к активным практикам // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10. № 3. С. 5–16. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-0-1
- Valiente-Neighbours, J.M. Honoring student cultural capital: social media and popular culture as tools for teaching theory // College Teaching. 2020. Т. 68. № 2. С. 79–86.
- Каплун О.Ю., Юйпей Ш. Концепция ненасилия в повседневной жизни студенческой молодежи: фокус-групповое исследование // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 56–70. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-56-70











.png)






