Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Противоречия профессионального самоопределения «до опыта»

А.А. Соловьев
80,00 ₽
УДК 378
 
 

А.А. Соловьев,

канд. филос. наук, доцент

кафедра «Философия и право»

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: lokotigr@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-2943-9108

 

 

Актуальность заявленной темы вызвана спецификой общественного разделения труда в современном мире, сложностью установления личностных перспектив каждого подрастающего человека и возможностью его будущей самореализации в экономике. Цель работы — прояснение внутренних факторов, определяющих профессиональную направленность. Этот процесс связан, с точки зрения автора, с пониманием ценностных оснований личностного самоопределения. Когда требования профессии к субъекту выбора в общем виде известны, то имеет смысл поставить вопрос об их соотнесенности с личными особенностями человека, не имеющего опыта занятий данным делом. В статье исследованы основные позиции выбора, связанные с востребованностью специальности и способностями претендента. Сделано предположение, согласно которому данные факторы нельзя отнести к чистому осознанному решению субъекта, так как практически всегда выбирается не профессия, а что-то иное. Причем профессиональное самоопределение не завершается поступлением на некоторое направление обучения, а только начинается на этом этапе. Одновременно с этим заявлено, что выбор детерминирован комплексом компетенций, формирующихся «доопытно». Рассмотрены предпосылки выбора некоторого вида деятельности, но все они в конечном счете опираются на какие-либо иные активности.

Ключевые слова: образование, субъект выбора, абитуриент, профессиональный выбор, ценностный выбор, профессиональное самоопределение

 

Литература

1. Абульханова-Славская К.А., Славская А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Теория личности Дмитрия Николаевича Узнадзе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 4. С. 75–88. DOI: 10.25688/2076-9121.2018.46.4.07

2. Александрова Ю.Ю., Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Статусы идентичности в профессиональном самоопределении: постановка проблемы // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 3. С. 64–77. URL: elibrary.ru/item.asp?id=41687312

3. Белых И.Л. Самоопределение личности: философский, социологический, психологический аспекты // Вестник КрасГАУ. 2013. № 3. С. 170–173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18964609

4. Гузенкова А.С., Жукова Л.Ф. Инженерное образование от школы к университету // Инженерное образование. 2024. № 36. С. 17–25. DOI: 10.54835/18102883_2024_36_2

5. Казиева Н.Н. Решение жизненных задач в процессе профессионального самоопределения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. C. 10–14. URL: elibrary.ru/item.asp?id=20801742&ysclid=md70opkynw494542123

6. Климов Е.А. О нелинейности процесса профессионального становления // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 3. С. 102–108. URL: elibrary.ru/item.asp?id=11734699

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.

8. Кроль Е.Р., Кудашов В.И. Социализация как основание экзистенциального выбора профессии // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 1. С. 880–884. DOI: 10.15372/PEMW20170118

9. Озерский С.В. Роль мотивации обучающихся в повышении качества образовательного процесса // Евразийский юридический журнал. 2024. № 8. С. 584–585. URL: elibrary.ru/item.asp?id=75993224

10. Петрова Г.И. Самоопределение человека в высшем образовании: возможности антропологического и технологического решения проблемы // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 1. URL: www.elibrary.ru/download/elibrary_50484079_99926888.pdf

11. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева / ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. 152 с.

12. Секст Эмпирик. Против ученых // Секст Эмпирик. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1976. С. 7–204.

13. Смирнов В.А. Некоторые особенности восприятия российскими студентами собственной успешности на рынке труда в ситуации неопределенности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 9. С. 20–25. DOI: 10.20339/AM.09-16.020

14. Штумпф С.П., Ансов И.В. Специфика междисциплинарности и синергии в поиске решений профессионального самоопределения и совершенствования социального капитала // Философия образования. 2023. № 3. С. 19–37. DOI: 10.15372/PHE20230302