Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Возможности образовательного процесса вуза в психологической помощи студентам с внутриличностным конфликтом

В.Б. Чупина, Л.С. Гавриленко
80,00 ₽
УДК 378-052+159.9
 

В.Б. Чупина,

канд. психол. наук, доцент,

Кафедра клинической психологии и педагогики с курсом ПО

Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

https://orcid.org/0000-0002-9846-2216

e-mail: ionessi@yandex.ru

Л.С. Гавриленко,

канд. пед. наук, доцент

кафедры клинической психологии и педагогики с курсом ПО

Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

https://orcid.org/0000-0001-7493-4947

e-mail: dm-gavrilenko@mail.ru

 

 

В статье раскрыты возможности образовательного процесса вуза в организации психологической помощи студентам, обучающихся по специальности «Клиническая психология», в осознании и, что особо значимо — в разрешении внутриличностного конфликта личностью. Авторы не ставили перед собой задачу провести теоретический анализ научных взглядов на проблему конфликта. Важным явилось не столько изучение сущности научного понятия «внутриличностный конфликт», сколько феномен конкретной личности студента со своей предысторией, с имеющимися переживаниями. Данные, полученные по результатам психологической диагностики и организованного со студентами самоанализа, подтвердили необходимость поиска возможностей образовательного процесса в организации целенаправленной психологической помощи студентам, переживающим внутриличностный конфликт, и определили дальнейший вектор оказания требуемой помощи в рамках образовательного процесса вуза. Эффективность проводимой работы подтверждается позитивными откликами студентов, которым удалось понять природу своего внутриличностного конфликта и поэтому предпринять меры по его разрешению, что для авторов и являлось высшей ценностью и целью исследования. Предложенное содержание, безусловно, не создает нового понимания термина «внутриличностный конфликт», а лишь обосновывает необходимость применения имеющейся теории в образовательном процессе, при обучении студентов, что уже применяется авторами статьи.

Ключевые слова: конфликт, внутриличностный конфликт, типы внутриличностного конфликта, интернальность, психологическая помощь

 

Литература

  1. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. История отечественной конфликтологии. Указатель 1892 диссертаций. Москва: Проспект, 2021. 352 с.
  2. Ho-Won, J. Understanding conflict and conflict analysis. Los Angeles: SAGE, 2008. 264 p.
  3. Roxane S.L. Dudley, D.C. Conflict: from theory to action. Boston: Allyn and Bacon, 2000. 384 p.
  4. Анчукова Н.И., Ницпан К.О. Проявления внутриличностного конфликта в контексте показателей жизненной позиции // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2023. Т. 20. № 4. С. 44–49.
  5. Романова А.В., Рыбакова А.И., Белякова Н.В. Социально-психологические особенности внутриличностных конфликтов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2023. Т. 12. № 4. С. 62–65.
  6. Bernard, S.M. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’s guide. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. 263 p.
  7. Головацкий Г.К. Стадии развития конфликта — их содержание. Взаимосвязь конфликта с возрастными стадиями // Управление в России: проблемы и перспективы. 2020. № 5. С. 2–15.
  8. Мельничук А.С. Образ конфликта у студентов: особенности и взаимосвязь со стратегиями поведения в конфликте // Профессиональные представления. 2023. № 1 (15). С. 116–126.
  9. Павлова О.А., Бородич В.А. Причина конфликта во мне. Конфликт в учреждении образования как следствие разрыва поколений // Актуальные исследования. 2021. № 20 (47). С. 95–98.
  10. Сухов А.Н. Внутриличностный конфликт: конструктивный аспект // Человеческий капитал. 2020. № 10 (142). С. 171–178.
  11. Morton D. The resolution of conflict; constructive and destructive processes. New Haven: Yale University Press, 1973. 320 p.
  12. Folger J.P. Working through conflict: strategies for relationships, groups, and organizations. New York: Longman, 1997. 342 p.
  13. Шафикова Г.Р., Бреслер М.Г. Особенности «образа Я» студентов-первокурсников с разным уровнем внутриличностного конфликта // Актуальные проблемы психологического знания. 2024. № 4 (69). С. 249–262.
  14. Шашкова И.А., Гончарова Е.М. Особенности проявления внутриличностных конфликтов курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 280–283.
  15. Голикова Ю.А., Шахторина Е.В. К вопросу о понимании феномена конфликта и способов разрешения конфликтов в образовательной среде // Глобальный научный потенциал. 2020. № 11 (116). С. 24–29.
  16. Баляев С.И., Никишов С.Н., Куркина В.О. Особенности проявления внутриличностных конфликтов у студентов различных направлений подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. URL: https: //mir-nauki.com/PDF/34PSMN322.pdf (дата обращения: 13.02.2025).
  17. Глущенко Я.О. Психологические особенности переживания внутреннего конфликта на этапе профессионального обучения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2010. Т. 8. № 4. С. 5–10.
  18. Николенко В.Н., Ризаева Н.А., Болотская А.А., Болотская М.П. Конфликты и их решение на занятиях в высшей школе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). С. 179–182.
  19. Башкин М.В., Бахвалова О.А. Об источниках и формах внутриличностных конфликтов студентов-психологов на этапах обучения в вузе // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2024. Т. 18. № 1 (67). С. 156–162.
  20. Зинина С.М. Взаимосвязь локуса контроля и тревожности студентов как предмет психологических исследований // Гуманизация образования. 2024. № 1. С. 22–37.
  21. Маслова Т.М. Связь уверенности в себе и локус контроля студентов вуза // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 58-9. С. 29–33.