В.Я. Гельман,
д-р техн. наук, профессор
кафедра медицинской информатики и физики
Северо-Западный государственный медицинский университет
им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург
e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru
Бурное развитие искусственного интеллекта начинает активно менять рынок труда, вытесняя профессии, производящие контент по заданному формату, реализующие готовые идеи. Ожидаемые изменения на рынке труда, связанные с внедрением искусственного интеллекта, должны учитываться и системой образования, в том числе и высшего профессионального. В статье рассмотрены возможные пути необходимых изменений направленности обучения в вузах в связи с развитием технологий искусственного интеллекта. Показано, что изменение направленности обучения потребует комплексного подхода, который включает обновление учебных программ, развитие практических навыков и внимание к этическим вопросам. Выделены два основных пути этих изменений: специфические изменения, связанные с собственно внедрением искусственного интеллекта, и неспецифические изменения, связанные с необходимостью возможной смены профессии в ходе последующей трудовой деятельности. Специфические изменения связаны с коррекцией содержания обучения, развитием навыков будущего и учета этических проблем и социальной ответственности. Неспецифические изменения предполагают усиление фундаментальности подготовки, развитие рационального мышления, возрастание связи с практической сферой, снижение длительности обучения и непрерывность образования. Кроме того, потребуется соответствующая переподготовка преподавателей.
Ключевые слова: искусственный интеллект, рынок труда, вузы, учебные программы, направленность обучения, специфические изменения, неспецифические изменения
Литература
1. Гурушкин П.Ю., Корнеева К.В. Искусственный интеллект в медиакоммуникациях и творческих профессиях: угрозы и возможности // Litera. 2024. № 9. С. 91–101.
2. Горбачева А.Г. Искусственный интеллект и современное искусство: новые возможности и вызовы // Человек.RU. 2018. № 13. С. 145–154.
3. Лескина Э.И. Искусственный интеллект в сфере труда // Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 4. С. 111–117.
4. Гельман В.Я. Использование систем генеративного искусственного интеллекта СhatGPT при написании научных статей // Информатизация образования и науки. 2025. № 1 (65). С. 79–86.
5. Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4. С. 288–290.
6. Константинова Л.В. и др. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. С. 36–48.
7. Соколов Н.В., Виноградский В.Г. Искусственный интеллект в образовании: анализ, перспективы и риски в РФ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. С. 166–169.
8. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. С. 3–9.
9. O’Connor J., McDermott I. The Art of Systems Thinking: Essential Skills for Creativity and Problem Solving. Publisher, Urano, 1997.
10. Делор Ж. и др. Образование: сокрытое сокровище // Доклад Международной комиссии, представленный ЮНЕСКО. 1996. 47 с. URL: https://www.gcedclearinghouse.org/sites/default/files/resources/%5BRUS%5...
11. Гельман В.Я., Белов Д.Ю., Ланько С.В., Сердюков Ю.П., Тихомирова А.А. Проблемы преподавания информационных-коммуникационных технологий в медицинском последипломном образовании // Профилактическая и клиническая медицина. 2014 № 1 (50). С. 18–25.