Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Лидерство российских университетов в обеспечении образовательного суверенитета страны

К.В. Воденко
80,00 ₽
УДК 378
 

К.В. Воденко,

д-р филос. наук, профессор,

директор Академии социальных исследований и гуманитарного развития

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск;

https: //orcid.org/0000-0002-5283-0466, AuthorID РИНЦ: 289484,

WoS ResearcherID: L-4112-2016, AuthorID Scopus: 56669747300

e-mail: vodenkok@mail.ru

 

Введение. В статье анализируется роль российских университетов в обеспечении образовательного суверенитета страны. Национальная система образования выступает одним из действенных инструментов, обеспечивающих культурный, экономический и технологический суверенитет государства. В настоящее время лидерство университетов выходит за рамки сугубо академической среды, поскольку направлено не только на культурное, социально-экономическое и технологическое развитие страны, но и на обеспечение национальной безопасности государства в целом.

Материалы и методы. Основой исследования выступают институциональный подход, позволяющий анализировать образование как социальный институт общества; рискологический подход, позволяющий понять основные угрозы безопасности государства, связанные с обострением геополитического противостояния России и коллективного Запада. В статье используется комплексный подход в понимании системы национальной безопасности России, а также уровневый подход, открывающий возможность исследовать лидерство университетов на региональном, национальном и мировом уровнях. 

Результаты. Лидерство университетов должно реализовываться на трех уровнях: региональном, государственном и мировом. Региональный уровень охватывает подготовку профессиональных кадров для обеспечения функционирования местной экономики, а также сохранение и воспроизводство культурных особенностей региона. Лидерство университета на государственном уровне направлено на развитие человеческого капитала и разработку технологических инноваций как основы устойчивого развития страны. На мировом уровне академическое лидерство университета реализуется в развитии международного сотрудничества в области образования и науки. В условиях новых вызовов, вставших перед Россией, деятельность университетов должна носить комплексный характер, ориентированный на обеспечение безопасности страны в целом.

Обсуждение. Исследование потенциала российских университетов в обеспечении образовательного суверенитета страны представляется крайне важным. Возможности системы высшего образования достаточно многогранны и проявляются в следующем: а) в сохранении цивилизационной идентичности России и трансляции традиционных духовно-нравственных ценностей в обществе; б) в подготовке специалистов для различных отраслей национальной экономики; в) в развитии международного сотрудничества. Результаты исследования могут стать основой для разработки комплекса мер по обеспечению образовательного суверенитета РФ.

Ключевые слова: лидерство университетов, система высшего образования, образовательный суверенитет, национальная безопасность, человеческий капитал, инструмент «мягкой силы».

 

Литература

1. Ананич М. Технологическое лидерство как модель инновационного развития региона и университета // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2019. № 8. С. 69–74. DOI: 10.33764/2618-981X-2019-8-69-74

2. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д., Попова Н.Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 1. С. 31–58. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58

3. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Опорные университеты – потенциал развития регионов и отраслей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 9–25. С. 13. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-9-25

4. Бобыло А.М. Образование как главный фактор в обеспечении национальных интересов государства // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 2. С. 217–224. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-2-217-224

5. Вертакова Ю.В. Роль университетов в процессах цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. 2018. № 7 (153). С. 54–64.

6. Герасимов Г.И., Тугуз Ф.К. Классический университет: парадоксы трансформации в реформируемой системе российского высшего образования // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7. С. 171–178.

7. Дуненкова Е.Н., Онищенко С.И. Технологический суверенитет России: инновационное развитие отраслей // Инновации и инвестиции. 2023. № 4. С. 15–18.

8. Жуков В.И. Российский образовательный суверенитет: преодоление девиаций и формирование новой государственной политики (историко-правовой анализ) // Труды Института государства и права РАН. 2023. Т. 18. № 4. С. 54–77. DOI: 10.35427/2073-4522-2023-18-4

9. Лаптев Л.Г., Бельков О.А. Образование и национальная безопасность // Вестник Московского университета. 2011. № 4. С. 17–23.

10. Лочан С.А., Петросян Д.С. Концептуальные основы обеспечения образовательной безопасности России // Экономика образования. 2018. № 4 (107). С. 4–16.

11. Соловьёва Т.О., Соловьёв Д.Н. К вопросу о реализации принципа академической свободы в современном университетском образовании // Гуманитарные исследования. 2017. № 2 (15). С. 110–114.

12. Хабермас Ю. Идея университета. Процессы образования // Alma mater. 1994. № 4. С. 9–17.

13. Янковская Е. С. Цифровизация и технологический суверенитет России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 1 (85). С. 81–85.

14. Ясперс К. Идея университета. Минск: БГУ, 2006. 159 с.