С.И. Ельникова,
канд. пед. наук, доцент
Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы
https://orcid.org/0000-0002-2313-9211
е-mail: elnikova_si@pfur.ru
Д.Н. Рубцова,
старший педагог ДО
кафедра русского языка № 3
Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы
https://orcid.org/0000-0002-7552-8147
е-mail: rubtsova_dn@pfur.ru
Н.М. Румянцева,
д-р пед. наук, старший педагог ДО
кафедра русского языка № 3
Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы
https://orcid.org/0000-0001-7724-7317
е-mail: rumyantseva_nm@pfur.ru
Статья посвящена анализу методических работ Мотиной Е.И. и их влиянию на современную методику преподавания языка специальности.
Описана история становления и развития методики преподавания иностранным учащимся языка специальности. В частности, прослежен процесс внедрения в преподавание русского языка как иностранного коммуникативно-деятельностного подхода, основной целью которого является ориентация на формирование речевых навыков и умений, в том числе и при овладении специальными научными дисциплинами, на специфику обучения языку специальности.
Мотина Е.И. в монографии «Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов» не только определила конкретные задачи преподавателя специальной дисциплины, разработала типологию упражнений в области монологической и диалогической речи, определила основные моменты в области взаимодействия студента и преподавателя, но и описала различия между текстом общего владения и специализированным текстом.
В настоящее время в рамках языка специальности выделяют следующие профили: естественно-научный и технический, медико-биологический; в рамках филологического профиля — собственно филологический и гуманитарный, экономический. Каждый из вышеперечисленных профилей имеет свою специфику, которая в настоящее время отражена в «Требованиях по русскому языку как иностранному. Профессиональный модуль» и Лексических минимумах этих профилей.
В статье также описаны методы и приемы, рекомендуемые Мотиной Е.И., которые в настоящее время нашли свое отражение в методике преподавания языка специальности.
Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, профессионально ориентированное обучение, язык специальности, типология упражнений.
Литература
- Анисина Ю.В. Становление и развитие профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному на неязыковых факультетах вузов России // Научный диалог. 2013. № 9 (21): Психология. Педагогика. С. 83.
- Коренева А.В. Профессионально ориентированное обучение речевой деятельности студентов-нефилологов на основе междисциплинарной интеграции: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2009. С. 3.
3. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и построение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 306 с.
4. Пугачев И.А. Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному: теория, практика, технологии: монография. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2016. С. 40.
5. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов: монография. М.: Русский язык, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://atmos-sfera.ru/taresurs/1-1/MO-NA/Motina_1/index.html (дата обращения: 10.07.2024).
6. Клобукова Л.П. Обучение языку специальности. М.: Изд-во МГУ, 1987. 87 с.
7. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. 2-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988.
8. Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Владимирова Т.Е., Иванова А.С. и др. Требования к Первому сертификационному уровню владения русским языком как иностранным. Общее владение. Профессиональный модуль. 3-е изд. СПб.: Златоуст, 2015. 64 с.
9. The university of Nottingham/School Education CLIL. Planning Tools for Teacher — Do Coyle 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://clilrb.ucoz.ru/_ld/0/29_CLILPlanningToo.pdf (дата обращения: 27.08.24).