Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О проблеме старения преподавательского состава вузов

В.Я. Гельман
80,00 ₽
УДК 378
 

В.Я. Гельман,

д-р техн. наук, профессор

кафедра медицинской информатики и физики

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург

e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru
 

В отечественном высшем образовании существует проблема старения преподавательского состава, что вызывает обсуждения необходимости проведения специальной кадровой политики по омоложению коллектива. В статье рассмотрены вопросы совместимости деятельности пожилого преподавателя вуза и реалий современности, а также рассмотрены возможные способы учета процесса старения при формировании преподавательского состава. Методической основой исследования являлись анализ научных публикаций и обобщенный практический опыт при изучении вопросов влияния возраста преподавателя на эффективность его деятельности. Эмпирической базой являлись данные официальной статистики. В ходе выполнения работы рассмотрены: процесс старения преподавательского состава; особенности состояния здоровья пожилых преподавателей. Проведено сопоставление пожилых и молодых преподавателей. Показано, что, наряду с определенными недостатками, преподаватели старшего возраста обладают рядом преимуществ перед своими более молодыми коллегами. Проанализированы возможные способы учета процесса старения при формировании преподавательского состава. На основе проведенного анализа сформулированы выводы и рекомендации — в частности о том, что существующая методика регулярного конкурсного отбора преподавателей с учетом результатов их деятельности за прошедший период достаточно хорошо отработана и не требует применения специальных мер по «омоложению» преподавательского состава.

Ключевые слова: преподавательский состав, возраст, старение, пожилой преподаватель, смена поколений, формирование преподавательского состава, вуз
 

Литература

1. Суровицкая Г.В. Механизмы развития кадрового потенциала опорных университетов России // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 1-2. С. 72–80.

2. Пугач В.Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 118–133. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-118-133

3. Баянова А.Р. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2020. № 3 (108). С. 159–165.

4. Кассал Б.Ю. Деятельность пожилого преподавателя университета и реалии современности // Национальные приоритеты России. 2021. № 2 (41). С. 70–79.

5. Тнимова Г.Т. Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 2 (18). С. 29–33.

6. Ильина И.Ю. Возрастная динамика профессорско-преподавательского состава высшей школы: актуальные тенденции и оценка перспектив // Вестник НГУЭУ. 2022. № 3. С. 128–139. DOI: 10.34020/2073-6495-2022-3-128-139.

7. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования: 2024 Статистический сборник. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 416 с.

8. Официальный сайт Росстата. Итоги ВПН-2020. Т. 10. Рабочая сила. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom10_Rabochaya_sila. Табл. 7. Занятое население частных домохозяйств по полу, возрастным группам и статусу занятости (дата доступа: 10.06.2024).

9. Гельман В.Я., Тихомирова А.А. Проблемы кафедры информационных технологий в медицинском вузе // Образование и наука. 2017. № 19 (5). С. 153–165. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-5-153-165.

10. Reinhart R.M.G., Nguyen J.A. Working memory revived in older adults by synchronizing rhythmic brain circuits // Nature Neuroscience. 2019. V. 22. No. 5. P. 820–827. DOI: 10.1038/s41593-019-0371-x.

11. Новосёлова Е.Н. Здоровье в пожилом возрасте: стереотипы и объективные показатели // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024. Т. 30. № 1. С. 32–52.

12. Ильина И.Ю. Возраст как фактор дифференциации поведенческих стратегий преподавателей вузов на профессиональном рынке труда // Экономика образования. 2019. № 6. С. 36–46.

13. Гельман В.Я. О тенденциях в формировании базовых знаний у студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 8. С. 23–27. DOI: 10.20339/AM.08-20.023

14. Старение и здоровье. 2022. Официальный сайт ВОЗ. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ageing-and-health (дата доступа: 10.06.2024). 

15. Active ageing index. Analytical report. 2019. URL: https://unece.org/info/publications/pub/2804 (дата доступа: 10.06.2024).