Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Читательские практики студентов гуманитарного вуза

Ю.В. Шмарион, Ю.Е. Анохина
80,00 ₽
УДК 378:316.6-052
 

Ю.В. Шмарион,

д-р социол. наук, профессор

кафедра социологии и управления

Институт истории, права и общественных наук

Липецкий государственный педагогический университет  им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

e-mail: jbshmarion@mail.ru

Ю.Е. Анохина,

студентка

Липецкий государственный педагогический университет  им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

e-mail: anochina.yulia@mail.ru

 

Необходимость исследования студенческих читательских практик в условиях информационного общества обусловлена рядом новых явлений социокультурной жизни. Структура и содержание чтения оказывают существенное влияние на профессиональное и духовное развитие современных студентов-гуманитариев. Цель исследования — оценка уровня влияния структуры и содержания чтения на профессиональное и духовное развитие современных студентов в процессе их образования в региональном гуманитарном университете. Анкетирование студентов 1–5 курсов осуществлялось в Google Forms, обработка данных — с помощью SPSS. В работе использовались метод частотного анализа и регрессионный анализ. В результате регрессионного анализа получены аналитические зависимости изменения основных характеристик читательских практик в течение всего срока обучения в реальной образовательной среде регионального гуманитарного вуза. Определены характеристики читательских практик студентов-гуманитариев, отражающие их читательские предпочтения, читательскую активность. Выявлены наиболее популярные в студенческой среде литературные жанры, отношение к чтению как художественной, так и профессиональной литературы, а также получены модели динамики читательских практик студентов, составляющие основу разработки социальных технологий управления процессом чтения.

Ключевые слова: студенты, чтение, литература, предпочтения, модель динамики.

 

Литература

  1. Вихрева Г.М. Чтение и читательские практики современного студенчества // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 4. С. 661–670.
  2. Васев Д.В. Актуализация потенциала культуры чтения при подготовке специалистов в высшей школе // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Ч. 1. С. 84–94.
  3. Каверина Н.А. Современные аспекты трансформации культуры чтения студентов // Теория и практика общественного развития. 2021. № 8 (162). С. 27–31.
  4. Каргаполова Е.В., Дмитриева А.О., Платова Т.В. Чтение как социокультурная ценность в представлениях современного российского студенчества // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (35). C. 453–464.
  5. Мельникова Н.Е., Александрова А.А. Чтение в студенческой среде: темпы, объемы, предпочтения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 7. С. 44–47.
  6. Мосунова Л.А. Чтение как средство коммуникации в эпоху глобализации // Вестник вятского государственного университета. 2021. № 4 (42). С. 119–128.
  7. Радаев В.В. Как побудить студентов к чтению сложных текстов: опыт использования цифровых технологий // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 113–122.
  8. Смородинова М.В. Анализ читательских предпочтений современного студенчества // Искусство и образование. 2020. № 1 (123). С. 115–123.
  9. Lai A., Savage P. Learning Management Systems and Principles of Good Teaching: Instructor and Student Perspectives // Canadian Journal of Learning and Technology. 2013. Vol. 39. No. 3. P. 1–21. https://doi.org/10.21432/T24S39 (дата обращения: 07.06.2024).
  10. Adler M. How to Read a Book. A Guide to Reading the Great Books. 2019. P. 340.
  11. Kluster D. What is critical thinking? // Change. 2001. No. 4.
  12. Барон Наоми С. Слова на экране. Судьба чтения в цифровом мире. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2015. ISBN 978-0-19-931576-5.