Л.В. Быков,
канд. техн. наук, доцент,
начальник Управления дополнительного профессионального образования
Московский авиационный институт (НИУ)
e-mail: bykovlv@mai.ru
https://orcid.org/0000-0002-2741-5957
Д.А. Козорез,
д-р техн. наук, доцент,
проректор по учебной работе
Московский авиационный институт (НИУ)
httsp://orcid.org/0000-0002-3790-5052
e-mail: kozorezda@mai.ru
А.А. Прокуратов,
специалист 1-й категории
Управление дополнительного профессионального образования
Московский авиационный институт (НИУ)
e-mail: prokuratovaa@mai.ru
Развитие науки и техники, появление новых технологий, цифровизация производства вызывают необходимость актуализации основных образовательных программ, увеличения количества часов практической подготовки студентов, появления новых форм оказания образовательных услуг. В работе рассмотрены основные проблемы и направления модернизации высшего и дополнительного профессионального образования. Рассмотрены формы модернизации подготовки, осуществляемые в рамках таких проектов, как «Крылья Ростеха», программа стратегического академического лидерства «Приоритет–2030», «Цифровая кафедра». Рассмотрены возможности сетевых форм подготовки специалистов. Описаны основные достоинства и недостатки реализуемых проектов модернизации. Представлено видение повышения профессионального уровня профессорско-преподавательских кадров. Рассмотрена роль дополнительного профессионального образования в подготовке специалистов. Приведен перечень наиболее востребованных предприятиями дополнительных профессиональных программ Московского авиационного института, рассмотрены примеры взаимодействия университета и предприятий реального сектора по программам дополнительного профессионального образования. Предложены мероприятия по корректировке реализуемых проектов и сформулированы рекомендации по повышению эффективности программ подготовки.
Ключевые слова: основная образовательная программа, дополнительная профессиональная программа, компетенции, модернизация высшего образования
Литература
- Гришина Ю.В. Сущность довузовского образования в условиях модернизации российской системы образования // Инновационные технологии довузовского образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Орел, 2015. С. 5–16.
- Блинчикова Д.А., Алекса Е.А., Попова А.И. К вопросу модернизации технологического образования школьников на современном этапе развития образования // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 12–14.
- Sheinbaum V.S., Budzinskaya O.V. Integration of education, science and business: current institutional solutions // Высшее образование в России. 2018. No. 2 (220). С. 39-46.
- Облицова З.Г. Инновационные процессы и модернизация российского образования // На пути к гражданскому обществу. 2021. № 2 (42) С. 83–85
- Швецов М.Н. Управление качеством образования в условиях модернизации российского образования // Актуальные проблемы экономики современной России. 2016. № 3. С. 4–7.
- Куликова Ю.П. Роль интеграции образования и науки в процессе модернизации национального образования // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Социально-экономические науки. 2013. Т. 13. № 1. С. 48–56.
- Корытов В.А. Генезис проблемы управления качеством дополнительного профессионально-технического образования в ситуации модернизации российского образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 4. С. 77–82.
- Иванова Н.Ю., Кошелев А.А. Дистанционное образование в условиях цифровой трансформации современного вуза. Саратов. Изд-во: Вузовское образование 2022. 87 с.
- Бажин К.С., Симонова Г.И. Обучение студентов с использованием сетевых форм: опыт и проблемы взаимодействия образовательных организаций // Образование и саморазвитие. 2015. № 2. С. 40–46.
- Соколова А.С. Сетевое обучение и компетентностный подход в образовательной системе современной России // Nauka-Rastudent.ru. 2016. № 7. URL: http://nauka-rastudent.ru/31/3573
- Макарова Я.Ю. Роль дополнительного образования в условиях модернизации современного образования // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 2. С. 237–241.
- Ирхина И.В., Кравец А.О. Роль дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в условиях модернизации высшего образования в России // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2019. № 1. С. 11–24.
- Зильберман С.М., Никифоров В.И., Перфильев Ю.С., Шершнева В.А. Непрерывное профессиональное образование, широкопрофильность, фундаментальность и междисциплинарность — основа модернизации системы отечественного образования. Томск. 2010 394 с.
- Anamova R.R., Bykov L.V., Kozorez D.A. Anticipating training for high-tech enterprises // Herald of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023. 10 (8): 191 DOI: 10.26456/vtpsyped/2023.1.153
- Матросова А.С., Саитбаева Э.Р. Современное понимание качества дополнительного профессионального образования и его оценки в условиях модернизации российского образования // Гуманитарное проектирование системы непрерывного образования: сборник по результатам международной научно-практической конференции. Оренбург, 2022. С. 48–56.