Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Модернизация высшего образования и роль дополнительного профессионального образования в решении проблемы подготовки кадров для аэрокосмической отрасли

Л.В. Быков, Д.А. Козорез, А.А. Прокураторов
УДК 379:629.7-057.4
DOI 10.20339/AM.07-24.090
 

Л.В. Быков,

канд. техн. наук, доцент,

начальник Управления дополнительного профессионального образования

Московский авиационный институт (НИУ) 

e-mail: bykovlv@mai.ru 

https://orcid.org/0000-0002-2741-5957

Д.А. Козорез,

д-р техн. наук, доцент,

проректор по учебной работе

Московский авиационный институт (НИУ)

httsp://orcid.org/0000-0002-3790-5052

e-mail: kozorezda@mai.ru

А.А. Прокуратов,

специалист 1-й категории

Управление дополнительного профессионального образования

Московский авиационный институт (НИУ)

e-mail: prokuratovaa@mai.ru

 

Развитие науки и техники, появление новых технологий, цифровизация производства вызывают необходимость актуализации основных образовательных программ, увеличения количества часов практической подготовки студентов, появления новых форм оказания образовательных услуг. В работе рассмотрены основные проблемы и направления модернизации высшего и дополнительного профессионального образования. Рассмотрены формы модернизации подготовки, осуществляемые в рамках таких проектов, как «Крылья Ростеха», программа стратегического академического лидерства «Приоритет–2030», «Цифровая кафедра». Рассмотрены возможности сетевых форм подготовки специалистов. Описаны основные достоинства и недостатки реализуемых проектов модернизации. Представлено видение повышения профессионального уровня профессорско-преподавательских кадров. Рассмотрена роль дополнительного профессионального образования в подготовке специалистов. Приведен перечень наиболее востребованных предприятиями дополнительных профессиональных программ Московского авиационного института, рассмотрены примеры взаимодействия университета и предприятий реального сектора по программам дополнительного профессионального образования. Предложены мероприятия по корректировке реализуемых проектов и сформулированы рекомендации по повышению эффективности программ подготовки.

Ключевые слова: основная образовательная программа, дополнительная профессиональная программа, компетенции, модернизация высшего образования

 

     Литература

  1. Гришина Ю.В. Сущность довузовского образования в условиях модернизации российской системы образования // Инновационные технологии довузовского образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Орел, 2015. С. 5–16.
  2. Блинчикова Д.А., Алекса Е.А., Попова А.И. К вопросу модернизации технологического образования школьников на современном этапе развития образования // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 12–14.
  3. Sheinbaum V.S., Budzinskaya O.V. Integration of education, science and business: current institutional solutions // Высшее образование в России. 2018. No. 2 (220). С. 39-46.
  4. Облицова З.Г. Инновационные процессы и модернизация российского образования // На пути к гражданскому обществу. 2021. № 2 (42) С. 83–85
  5. Швецов М.Н. Управление качеством образования в условиях модернизации российского образования // Актуальные проблемы экономики современной России. 2016. № 3. С. 4–7.
  6. Куликова Ю.П. Роль интеграции образования и науки в процессе модернизации национального образования // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Социально-экономические науки. 2013. Т. 13. № 1. С. 48–56.
  7. Корытов В.А. Генезис проблемы управления качеством дополнительного профессионально-технического образования в ситуации модернизации российского образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 4. С. 77–82.
  8. Иванова Н.Ю., Кошелев А.А. Дистанционное образование в условиях цифровой трансформации современного вуза. Саратов. Изд-во: Вузовское образование 2022. 87 с.
  9. Бажин К.С., Симонова Г.И. Обучение студентов с использованием сетевых форм: опыт и проблемы взаимодействия образовательных организаций // Образование и саморазвитие. 2015. № 2. С. 40–46.
  10. Соколова А.С. Сетевое обучение и компетентностный подход в образовательной системе современной России // Nauka-Rastudent.ru. 2016. № 7. URL: http://nauka-rastudent.ru/31/3573
  11. Макарова Я.Ю. Роль дополнительного образования в условиях модернизации современного образования // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 2. С. 237–241.
  12. Ирхина И.В., Кравец А.О. Роль дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в условиях модернизации высшего образования в России // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2019. № 1. С. 11–24.
  13. Зильберман С.М., Никифоров В.И., Перфильев Ю.С., Шершнева В.А. Непрерывное профессиональное образование, широкопрофильность, фундаментальность и междисциплинарность — основа модернизации системы отечественного образования. Томск. 2010 394 с.
  14. Anamova R.R., Bykov L.V., Kozorez D.A. Anticipating training for high-tech enterprises // Herald of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023. 10 (8): 191 DOI: 10.26456/vtpsyped/2023.1.153
  15. Матросова А.С., Саитбаева Э.Р. Современное понимание качества дополнительного профессионального образования и его оценки в условиях модернизации российского образования // Гуманитарное проектирование системы непрерывного образования: сборник по результатам международной научно-практической конференции. Оренбург, 2022. С. 48–56.