УДК 378:81`24
Т.А. Дмитренко,
д-р пед. наук, профессор, академик МАНПО
Московский педагогический государственный университет
e-mail: dmit.t.a@mail.ru
Author ID (РИНЦ): 312293; R esearcher ID (WoS): A-6876-2017;
Author ID (Sc opus): 8454713300
https://orcid.org/0000-0001-8716-6772
Введение: В статье анализируется проблема, связанная с появлением в цифровую эпоху цифровых инструментов, что привело к возникновению у педагогов нового дидактического средства для организации образовательного процесса, повысившего качество обучения иностранному языку. Цель статьи — оценка возможностей и пути совершенствования образовательного процесса в цифровую эпоху с помощью современного учебно-методического обеспечения, включающего цифровые инструменты.
Материалы и методы исследования: методы сопоставления и анализа педагогической практики. Материалами исследования послужили результаты анкетирования преподавателей иностранного языка, имеющих опыт использования цифровых технологий.
Результаты исследования: обосновывается перспектива использования современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса в эпоху цифровизации общества; раскрывается содержание понятий «цифровая образовательная среда», «цифровые инструменты», «цифровые технологии» и «цифровые образовательные ресурсы». В результате диагностики выявлено повышение уровня сформированности коммуникативных умений и навыков у обучающихся на основе современного учебно-методического обеспечения.
Обсуждение и заключение: анализ результатов проведенного исследования показал положительное влияние на формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции. Предлагается активное использование цифровых инструментов, открывающих широкий доступ к качественному образовательному цифровому контенту и выводящих языковую подготовку будущих специалистов в сфере межкультурных контактов на новый уровень качества.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, цифровые технологии, цифровая среда, цифровой контент, дидактический потенциал.
Литература
1. Бартош Д.К., Гальскова Н.Д., Харламова М.В. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие. М.: МГПУ, 2017.
2. Дмитренко Т.А. Современные технологии обучения в системе высшего образования: учебное пособие. M: МПГУ, 2020.
3. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020.
4. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков / Иностранные языки в школе. 2023. №3. С. 6-17.
5. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 50–56. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-1-50-56
6. Alkheshnam A. Intercultural competence: Components and measurement (Dосtoral dissertation). Surrey, UK: University of Surrey. 2012.
7. Calderón I.D. Language didactics and communication: Research field and teacher training. Praxis & Saber. 2018. Vol. 9 (21). P. 151–178.
8. Dmitrenko T.A, Kadilina O.A. Profession-oriented training of foreign language teachers in modern conditions // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4. No. 1. P. 8–22.
9. Freeman D. Educating second language teachers. Oxford, UK: Oxford University Press, 2016.
10. Liddicoat A.J., Scarino A. Intercultural language teaching and learning. Chichester, UK: John Wiley, 2013.
11. Spector J.M. & SLFG (The Smart Learning Futures Group) Smart Learn. Environ. 2018. 5: 5. https://doi.org/10.1186/s40561-018-0054-1
12. Uskov V.L., Bakken J.P., Pandey A. The Ontology of Next Generation Smart Classrooms. In: Uskov V.L., Howlett R., Jain L. (eds) Smart Education and Smart e-Learning. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2015. Vol. 41. Springer, Cham. 3–14.
13. Voevoda E., Kostikova L., Makhmutova E. Intercultural citizenship of university students: self-assessment and peer assessment: 6th SWS International Scientific Conferences on social sciences 2019. Conference proceedings, 255–262.
14. Voevoda E.V. (2020). Intercultural communication in multicultural education space. Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4 (2). P. 11–20.
15. Zhu Z.T., Yu M.H. & Riezebos P. A research framework of smart education Smart Learn. Environ. 2016. 3: 4. https://doi.org/10.1186/s40561-016-0026-2