УДК 378+37.09
Е.С. Вылкова,
д-р экон. наук, профессор
кафедра экономики
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, Северо-Западный институт управления — филиал,
г. Санкт-Петербург
е-mail: vylkova-es@ranepa.ru
В настоящее время происходит многоплановая трансформация высшего образования в части цифровизации учебно-воспитательного процесса, визуализации преподавания, использования интернет-ресурсов, пакетов прикладных программ, электронных библиотечных и справочно-правовых систем, организации группового взаимодействия обучающихся и других аспектов образовательного процесса в высшей школе.
Цель данной работы — выявление трендов использования различных технологий и методов обучения в системе высшего образования, проблем их применения и формирование базового перечня ресурсов и интерактивных методов обучения для внедрения в вузах РФ с целью повышения качества образования и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Достижение поставленной цели осуществлено на основе обобщения результатов анкетирования финалистов Конкурса педагогического мастерства РАНХиГС в декабре 2023 г.
Сформированы перечни основных ресурсов: платформ для обучения, решения стандартных задач коммуникации и кооперации в цифровой среде; ресурсов для хранения и распространения учебных и других материалов; инструментов поиска, обработки и визуализации информации; ресурсов для хранения и распространения учебных и других материалов и прочих ресурсов и инструментов для организации образовательного процесса в высшей школе.
Обоснована необходимость совершенствования ряда отечественных платформ, в частности профессиональных и специализированных пакетов прикладных программ, табличных редакторов для выполнения статистических процедур, цифровых инструментов для организации групповой работы обучающихся и других.
Сформулированы предложения по дальнейшему реформированию деятельности Министерства высшего образования и науки и конкретных учебных заведений высшей школы и по направлению последующих научных изысканий.
Ключевые слова: высшее образование, учебно-воспитательный процесс, социологический опрос, технологии обучения, интерактивные методы обучения, игрофикация.
Литература
- Баймаханов А.Б. Цифровая трансформация системы высшего образования: прогнозы и риски // XV Неделя науки молодежи северо-восточного административного округа города Москвы: сб. ст. участников научных конференций и круглых столов. 2021. С. 286–291
- Боровлева Е.И. Трансформация системы высшего образования в условиях цифровизации // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений. XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2 ч. Под общей редакцией И.М. Ильинского. 2019. С. 504–509.
- Василенко И.Ю., Султанова И.В. Внедрение метода визуализации в образовательный процесс в вузе // Гуманитарные науки. 2019. № 4 (48). С. 161–167.
- Вылкова Е.С. Метод организации учебно-воспитательного процесса: Вариативное Игровое Решение Трудных Учебно-Образовательных Задач (ВИРТУОЗ): монография. СПб: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022. 448 с.
- Вылкова Е.С., Викторова Н.Г., Евстигнеев Е.Н. Трансформация высшего финансово-налогового образования в современных условиях // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 1. С. 43–52. DOI: 10.20339/AM.01-21.43
- Вылкова Е.С. Ролевые игры как инновационный подход к повышению качества образовательного процесса в вузе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 87–91.
- Вылкова Е.С. Совершенствование игрофикации образовательного процесса в целях развития компетенций выпускников вузов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 6. С. 45–51. DOI: 10.20339/AM.06-20.45
- Ирхина И.В., Литовченко М.В. Применение интерактивных методов обучения в условиях цифровизации образовательного процесса в вузе // Информация и образование: границы коммуникаций. 2022. № 14 (22). С. 401–403.
- Лимонова М.А., Синяев М.В. Трансформация системы высшего образования и перспективные риски для социального государства в РФ // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 6 (62). С. 14-19
- Нефедьев И., Бронникова М. Игрофикация в бизнесе и в жизни: преврати рутину в игру. М.: АСТ, 2019. 490 с.
- Падерин А.В. Использование образовательного веб-ресурса в учебном процессе вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 93–101.
- Палкевич О.Я. Электронно-библиотечные системы как средство информационного обеспечения учебного процесса // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. № 1 (13). С. 185–197.
- Ситникова Л.Д. Цифровые инструменты для организации групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия // Ученичество. 2022. № 2. С. 66–78.
- Смоленцева Л.В. Использование пакетов прикладных программ в процессе обучения будущих экономистов информационным дисциплинам // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 3. С. 392–401.
- Фирсова А.А., Райхер Р.С. Трансформация системы высшего образования и рынка труда: поколение Y // Профессиональная ориентация. 2019. № 2. С. 8–14.
- Andrzej Marczewski. Even Ninja Monkeys Like to Play: Gamification, Game Thinking & Motivational Design. Gamified UK. 2015. 222 p.
- Deniozou T., Dima M., Cox C. Designing a Game to Help Higher Education Students Develop Their Note-Taking Skills // CHI PLAY 2020. Proceedings of the Annual Symposium on Computer-Human Interaction in Play. Р. 181-192.
- Moizer J., Lean J., Towler M., Abbey C. Simulations and games: Overcoming the barriers to their use in higher education // Active Learning in Higher Education. 2009. Т. 10 (3). P. 207–224.
- Troussas C., Krouska A., Sgouropoulou C. Collaboration and fuzzy-modeled personalization for mobile game-based learning in higher education // Computers and Education. 2020. № 144. Article № 103698.
- Vlachopoulos D., Makri A. The effect of games and simulations on higher education: a systematic literature review // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2017. Т. 14 (1). Article № 22.
- Whitton N., Langan M. Fun and games in higher education: an analysis of UK student perspectives // Teaching in Higher Education. 2019. V. 24 (8). P. 1000–1013.