Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Студенческая молодежь и терроризм: представления, оценки, эффективность противостояния

С.Л. Таланов, Н.А. Храмков, Ф.Ю. Кушнарев, М.А. Зайцева, А.В. Лымарев
80,00 ₽

УДК 316:378+343.3/.4-052

DOI 10.20339/AM.12-23.026

 

С.Л. Таланов,

канд. соц. наук, доцент,

доцент кафедры политологии и социологии

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского;

руководитель Ярославского регионального отделения

Российского общества социологов

e-mail: talanov_sergei@mail.ru

Н.А. Храмков,

Помощник начальника управления по соблюдению прав человека

 в уголовно-исполнительной системе УФСИН России  по Ярославской области,

подполковник внутренней службы

e-mail: Khrnic@ya.ru

Ф.Ю. Кушнарев,

канд. полит. наук, доцент

кафедра социальной политики,

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

e-mail: kushnarevcustoms@mail.ru

М.А. Зайцева,

канд. пед. наук, доцент

кафедры социальной педагогики

и организации работы с молодежью;

советник ректора по информационной политике

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

e-mail: m.zayceva@yspu.org

А.В. Лымарев,

соискатель кафедры политологии и социологии

исторического факультета

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

e-mail: avlymarev@gmail.com

 

В статье изучаются представления студентов о терроризме, его причинах, масштабах и возможных путях сокращения террористической угрозы. Авторами проведено социологическое исследование, анкетирование и серия глубинных интервью среди студентов и охранников вузов г. Ярославля. Проведено тестирование студентов по определению их готовности к выживанию в экстремальной ситуации.

В ходе тестирования установлено, что большая часть студентов, независимо от пола и возраста, не умеют правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Юноши в большей степени, чем девушки, готовы к экстремальным ситуациям и психологически готовы к самозащите. Выявлено, что юноши лучше, чем девушки, знают признаки, позволяющие обнаружить штатные взрывные устройства. Кроме того, установлено, что не все студенты, независимо от гендерных особенностей, возраста и направления обучения, знают основные признаки самодельных взрывных устройств. Студенты склонны больше проявлять бдительность в общественном транспорте и у дома (на прилегающей к дому территории), чем в вузе, считая, что публичные места (учебное заведение) хорошо защищены от терроризма. Большая часть студентов не удовлетворены работой электронных проходных в вузах. Выявлено, что большинство студентов знают об основных способах проведения террористических актов преступниками. Большинство студентов считают, что за последний год увеличился уровень террористической угрозы в городе. По мнению значительной части студентов, главные причины того, что люди становятся членами террористических группировок, — война и военные конфликты, а также наличие в стране нелегальных, запрещенных религиозных или идеологических сект, через которые террористы рекрутируют в свои ряды людей, обычно из среды маргиналов.

По результатам исследования предлагаются мероприятия, направленные на повышение эффективности борьбы с терроризмом.

Ключевые слова: профилактика терроризма, терроризм, виды терроризма, мотивы террористов, студенты, вузы.

 

Литература

1. Таланов С.Л. Государственная политика противодействия терроризму в Российской Федерации: аспекты ее реализации в образовательных организациях // Социально-политические исследования. 2021. № 2 (11). С. 33–56. DOI: 10.20323/2658-428X-2021-2-11-33-56

2. Коркмазов А.В. Противодействие экстремизму и терроризму, как приоритетное направление обеспечения национальной безопасности // Евразийский юридический журнал. 2022. № 2 (165). С. 435–436.

3. Арипшев А.М. Пути противодействия терроризму и насильственному экстремизму: приоритетное направление обеспечения национальной безопасности // Журнал прикладных исследований. 2022. № 2-1. С. 61–64.

4. Хамурзов А.Т., Газдиева Е.Х. Международное сотрудничество в сфере противодействия экстремизму и терроризму в условиях глобализации // Образование и право. 2021. № 6. С. 358–361.

5. Мирзазянов Р.Х. Россия и международные организации в борьбе с глобальными угрозами экстремизма и терроризма // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 5 (81). С. 1598–1604.

6. Кодзокова Л.А., Шигалугова М.Х. Некоторые аспекты сотрудничества в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом // Образование и право. 2022. № 7. С. 291–296.

7. Lymarev, A.V., Talanov, S.L. Prevention of Terrorism and Extremism in Universities. European Journal of Natural History. 2018. No. 2. P. 84–87.

8. Брюно В.В. Современная семья как фактор вовлеченности подростков в различные формы девиантной активности // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сб. докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020.1905–1920 с. DOI: 10.19181/kongress.2020.228

9. Mattsson, C., Hammarén, N., Odenbring, Y. Youth ‘at risk’: A critical discourse analysis of the European Commission’s Radicalisation Awareness Network Collection of approaches and practices used in education. Power and Education. 2016. No. 8 (3). P. 251–265.

10. Kruger, A.B., Malečková, J. Education, poverty and terrorism: Is there a causal connection? Journal of Economic Perspectives. 2003. No. 17 (41). P. 119–144.

11. Steer, L., Ghanem, H., Jalbout, M. Arab Youth: Missing Educational Foundations for a Productive Life? Center for Universal Education at Brookings. Washington D.C., 2014.

12. Willman, A. Briefing Note. Development Dimensions of Violent Extremism. World Bank. Internal distribution, 2015.

13. Mandaville, P., Nozell, M. United States Institute of Peace (USIP), Engaging Religion and Religious Actors in Countering Violent Extremism, 2017.

14. Brooks, M., Ezzani, M. “Being Wholly Muslim and Wholly American”: Exploring One Islamic School’s Efforts to Educate Against Extremism’. Teachers College Record. 2017. 119 (7):1–32. DOI: 10.1177/016146811711900601

15. Boyd-MacMillan, E., Campbell, C., Furey, A. An IC intervention for post-conflict Northern Ireland secondary schools. Journal of Strategic Security. 2016. No. 9 (4). P. 111–124.

16. Weimann, G., Masri, N. Research note: Spreading Hate on TikTok. Studies in Conflict & Terrorism, 2020. Vol. 46. No. 5. P. 752–765. https://doi.org/10.1080/1057610X.2020.1780027

17. Goldberg, T. Looking at their side of the conflict? Effects of single versus multiple perspective history teaching on Jewish and Arab adolescents’ attitude to out-group narratives and in-group responsibility. Intercultural Education. 2014. Vol. 25 (6). P. 453–467.

18. Давыдов А.В., Березин Д.Т., Храмков Н.А., Кушнарев Ф.Ю. Профилактика экстремизма в студенческой среде // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 3. С. 32–41. DOI: 10.20339/AM.03-21.032

Davydov A.V., Berezin, D.T., Khramko, N.A., Kushnarev, F.Yu. Prevention of extremism in the student environment. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). 2021. No. 3. P. 32–41. DOI: 10.20339/AM.03-21.032