УДК 316.6:81`27-052
С.Л. Таланов,
канд. социол. наук, доцент
кафедра политологии и социологии
Ярославский государственный педагогический университет;
руководитель Ярославского регионального отделения
Российского общества социологов
e-mail: talanov_sergei@mail.ru
В статье проанализированы причины, особенности использования, роль в общении и масштабы распространения молодежного сленга среди студентов. В 2023 году автор провел опрос и тестирование студентов и магистрантов вузов ЦФО, чтобы изучить их знание повседневного и студенческого сленга, а также их орфографические и пунктуационные навыки русского языка. Установлено, что сленг — это один из важных элементов (атрибутов) социального статуса студента; сленг демонстрирует принадлежность к определенной группе, показывает, какое место человек занимает в вузовской иерархии. Сленг позволяет максимально кратко, доступно, эмоционально и полно описать повседневную реальность, при этом выразить свое отношение к ней (событию, действию и др.). Кроме того, было установлено, что девушки знают сленг и владеют им на том же уровне, что и юноши, но, в отличие от них, в повседневной практике стараются использовать его меньше. Девушки предпочитают активно использовать сленг, связанный с учебным процессом, а не из вневузовского информационного пространства. Установлено, что одной из основных причин быстрого появления новых слов в молодежном жаргоне и сленге является активноеиспользование заимствований из английского, французского и других иностранных языков, а также стремительное заимствование слов после просмотра зарубежных фильмов и прослушивания иностранной музыки. Иногородние студенты обладают иным запасом сленгизмов и жаргонизмов, чем те, кто учился в школах и вузах своего города, в результате происходит взаимообмен сленгизмами и жаргонизмами. Девушки в большей степени, чем юноши, используют сленгизмы, выражающие качества человека. Студенты и магистранты разных национальностей используют разные сленговые слова и жаргоны. Выявлено, что студенты из разных регионов РФ владеют разными сленгизмами, что при адаптации на первом курсе создает некоторые проблемы и осложняет межличностную коммуникацию. Установлено, что большинство девушек, в отличие от юношей, предпочитают использовать жаргонизмы и сленгизмы с положительной или нейтральной коннотацией. Исследование демонстрирует, что студенты, которые часто используют сленгизмы и жаргонизмы в повседневной жизнедеятельности, особенно за рамками учебы, имеют более низкую успеваемость по сравнению с теми, кто мало использует сленг. В заключении автором предлагаются мероприятия, направленные на повышение культуры речи, изучение русского языка и литературы среди студенческой молодежи.
Ключевые слова и словосочетания: сленг, жаргон, молодежная культура, вузовская иерархия, статус.
Литература
1. «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации». Федеральный закон от 28.02.2023 № 52-ФЗ.
2. Соколова А.Г., Амирова Д.Ф. Использование сленга: теоретическая сущность и адаптация к современным реалиям // Современное педагогическое образование. 2022. № 11. С. 242–245.
3. Мезенцева Е.С. Сетевой сленг молодежи в гендерном аспекте: фрагмент анализа // Вестник Московской международной академии. 2023. № 1. С. 13–16.
4. Dewi P.A., Suastra I.M., & Udayana I.N. The analysis of American slang in movie script “the wolf of wall street” // Humanis. 2018. 22 (1): 1–5.
5. Галичкина Е.Н. Словообразовательная систематизация лексики молодежного сленга в интернете-дискурсе (на материале русскоязычной социальной сети ВКонтакте) // Когнитивные исследования языка. 2022. № 3 (50). С. 173–176.
7. Mattiello E. An Introduction to English Slang: a description of its morphology, semantics and sociology. Milano: Polimetrica, 2015.
8. Lighter J.E. Historical dictionary of American slang. NewYork: Random House, 1994.
9. Eble C.C. Slang and sociability. In-group language among college students. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1996.
10. Помигуева Е.А. Современный молодежный язык: лексико-семантический анализ // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 5-1. С. 827–833.
11. Кушнарев Ф.Ю. Изменения неизбежны: основные тенденции цифровизации образовательного процесса // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тезисы докладов XIV Всероссийской научно-методической конференции. 2020. С. 184–186.
12. Кубаева О.В. Употребление англицизмов в русском молодежном сленге // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 3. С. 205–211.
13. Таланов С.Л. Цифровой этикет в представлениях студентов (на материалах Ярославской области) // AlmaMater (Вестник высшей школы). 2022. № 4. С. 30–43. DOI: 10.20339/AM.04-22.30
15. Воронкова А.А., Мальцева С.М., Ульянкина Е.М. Функциональные особенности молодежного сленга современных студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 237–240.
16. Шванева К.Н. Влияние Интернета-сленга на уровень грамотности молодежи // Поливановские чтения. 2019. № 13. С. 235–240.