Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проектная подготовка будущих инженеров в интересах устойчивого развития

В.Д. Васильева
80,00 ₽

УДК 378::62

DOI 10.20339/AM.10-23.061  

 

В.Д. Васильева,

д-р пед. наук, доцент,

профессор кафедры истории, культуры и социологии

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru

 

Образование в качестве основной движущей силы устойчивого развития признано девизом грядущей эволюции цивилизации. Во всем мире идет интенсивный поиск новых моделей образования XXI века, в том числе инженерного, которые могли бы удовлетворять потребности нынешних и будущих поколений человечества, поставившего цель своего выживания в условиях сохранения окружающей природной среды. В статье предпринята попытка очертить оптимальные контуры новой концепции устойчивого развития, которая будет внедряться в образование в ближайшем будущем.

На примере Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) рассмотрено современное содержание проектной подготовки будущих инженеров, отмечено отсутствие в образовательных программах различного уровня учебного междисциплинарного инженерного проектирования. По мнению автора, в настоящее время больших перемен востребовано возвращение в образовательные программы инженерной подготовки учебного междисциплинарного инженерного проектирования. Кроме этого, междисциплинарные курсовые/дипломные проекты должны предусматривать проведение комплексной социогуманитарной экспертизы инженерно-проектировочных решений, инициирующей потребность приобретения студентами опыта эколого- и антропоориентированной инженерно-проектировочной деятельности, которая отвечает запросам времени.

Ключевые слова: устойчивое развитие общества, проектная подготовка, учебное инженерное проектирование, социогуманитарная экспертиза инженерно-проектировочных решений.

 

Литература

 

  1. ООН. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://sdgs.un.org/2030agenda (дата обращения: 12.04.2023).
  2. Соколова Н.А., Теймуров Э.С. Соотношение целей устойчивого развития и ESG-принципов // Вестник университета имени О.Е Кутафина. 2021. № 12. С. 171–183.
  3. ESG-стратегия: модный тренд или работающий инструмент? Мнения экспертов и участников рынка. URL: https://journal.ecostandardgroup.ru/esg/test/esg-strategiya-modnyy-trend-ili-rabotayushchiy-instrument-mneniya-ekspertov-i-uchastnikov-rynka/ (дата обращения: 10.04.2023).
  4. Грачев В.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере как основе устойчивого развития // Юг России: экология, развитие. 2015. Т. 10. № 3. C. 16–23. DOI: 10.18470/1992-1098-2015-3-16-23
  5. Арманд Д.А. Нам и внукам. М.: Мысль, 1964. 183 с.
  6. Education for Sustainable Development Goals: learning objectives; 2017. URL: https://www.oneplanetnetwork.org/sites/default/files/learningobjectives_russian.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
  7. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А., Андреев А.И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экспертно-аналитический доклад). М.: Московская редакция издательства «Учитель»; Издательство Московского университета, 2017. 207 с.
  8. Устойчивое развитие: приоритеты в области образования (опыт регионов России) / под ред. В.М. Захарова, А.В. Семенова, И.А. Соколова. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте; Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН, 2022. 248 с.
  9. «Не достигли целей»: почему Россия уходит от Болонской системы образования. URL: https://www.gazeta.ru/social/2022/06/02/14937986.shtml?updated (дата обращения: 20.03.2023).
  10. В Минобрнауки объяснили отказ от Болонской системы образования. URL: https://lenta.ru/news/2022/05/31/falkov/ (дата обращения: 10.04.2022).
  11. Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Болонский тупик... что дальше? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. С. 10–21. DOI: 10.20339/AM.11-22.010
  12. Степанов С.А. Глобализация, устойчивое развитие, образование. Концептуальные основы экологического образования в высшей школе для устойчивого развития. М.: МНЭПУ, 2009. 283 с.
  13. Урсул А.Д. Экологическая модель образования: ориентация на устойчивое развитие глобального мира // Образовательные технологии. 2019. № 2. С. 59–71.
  14. Васильева В.Д., Петрунева Р.М. Проектная подготовка будущих инженеров в новых условиях двухуровневого образования // Изв. ВолгГТУ. Сер. «Проблемы социально-гуманитарного знания». 2012. № 8 (95). C. 95–99.
  15. Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Экспертиза инженерно-проектировочных решений как учебная технология // Высшее образование в России. 2010. № 8-9. С. 122–128.