УДК 37.01
Д.Г. Смирнов,
д-р филос. наук, доцент, зав. кафедрой философии
Ивановский государственный университет
e-mail: smirnovdg@ivanovo.ac.ru
В статье анализируются проблемы экстремальной транзитивности современного университетского образования как соревнования двух исторически сложившихся стратегий — классического университета (университет как универсум знаний) и политехнического (кванториумного) университета. Обоснована мысль о том, что коэволюция биосферы, социосферы и техносферы, отражающаяся в глобальном мозаичном образовательном пространстве, порождает соревнование между различными вариациями университетского сознания и мировоззрения. Показано, что интеллектуальная университетская история по мере развертывания информационной революции постепенно превращается в ноосферную историю, которая предполагает взрывной характер глобальной человеческой революции в XXI веке. Сделан вывод о формировании развитых форм «университетской цефализации» человечества в рамках университетских моделей гибридной коэволюции естественного разума и искусственного интеллекта.
Ключевые слова: ноосферная история, интеллектуальная история, человеческая революция, естественный разум, искусственный интеллект, руинизация университета, гибридная коэволюция, универсум и кванториум.
Литература
1. Ридингс Б. (2009) Университет в руинах. Минск: БГУ, 2009. 248 с.
2. Barnett R. (1999) Realizing the university in an age of supercomplexity. Buckingham: Open Univ. Press, 1999. 128 р.
3. Иванов Вяч. Вс. (2009) Потом и опытом. М.: Центр книги ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 2009. 352 с.
4. Смирнов Г.С. (2006) Ноосферная история человечества: философско-методологические проблемы эволюции интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2006. № 1. С. 3–21.
5. Смирнов Г.С. (2006) Ноосферная история человечества: философско-методологические проблемы эволюции интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2006. № 2. С. 4–29.
6. Ле Гофф Ж. (2008) Рождение Европы / пер. с фр. А.И. Поповой. СПб.: Александрия, 2008. 398 с.
7. Иконникова С.Н. (2016) Жак Ле Гофф: «Рождение Европы» как единого культурного пространства // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (27). С. 23–28.
8. Гумилев Л.Н. (2003) Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-пресс, 2003. 560 с.
9. Дмитревская И.В., Портнов А.Н., Смирнов Г.С. (2002) Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы // Ноосферные исследования. 2002. Вып. 1. Иваново: Иван. гос. ун-т. 151 с.
10. Дмитревская И.В., Портнов А.Н., Смирнов Д.Г. (2002) Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы // Ноосферные исследования. 2002. Вып. 2. Иваново: Иван. гос. ун-т. 179 с.
11. Моисеев Н. Н. (2000) Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 224 с.
12. Репина Л. П. (2011) Историческая наука на рубеже ХХ–ХХI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011. 560 с.
13. Кореневский А. В., Савчук В. С. (2016) Университет – изменчивое постоянство // Новое прошлое / The New Past. 2016. № 2. С. 10–36.
14. Смирнов Г. С. (2006) Ноосферная среда и образовательное пространство в университетах центра России // Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития: Материалы VIII Регион. науч.-практ. конф. РГНФ. Курск, 25–28 сентября 2006 г. / под общ. ред. Ю.Ф. Мелихова. Курск: Курский гос. ун-т, 2006. С. 147–155.
15. Смирнов Г.С. (2015) Образование ноосферы: философско-методологические проблемы эволюции сознания. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2015. 504 с.
16. Бауман З. (2002) Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.
17. Смирнов Г.С. (2008) Ноосферное образование: «мыслить глобально, действовать локально» // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 3 (1). С. 88–104.
18. Меликян М.А. (2015) Между техносферой и ноосферой: в поисках человеческого качества // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 2 (15). С. 30–35.
19. Смирнова И.Н. (2016) Язык глобального и локального: опыт социологической рефлексии // Ноосферные исследования. 2016. № 1-2 (13-14). С. 151–172.
20. Брагин А.В. (2003) Мир, вселенная, разум (ноосферный вектор развития человечества) // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. 5. № 1-2. С. 81–89.
21. Кларк У. (2017) Академическая харизма и истоки исследовательского университета / пер. с англ.; под науч. ред. М. Добряковой. М.: ИД Высшей школы экономики, 2017. 736 с.
22. Уваров П.Ю. (2001) Университеты Российской империи глазами медиевиста (в защиту «идола истоков») // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. 2001. № 7. С. 207–223.
23. Андреев А.Л. (2013) Университеты в контексте социальной истории: от «обучения культуре» к формированию креативных интеллектуальных сред // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 116–127.
24. Касавин И.Т., Тухватулина Л.А. (2018) Образование как «продолжение политики другими средствами»: Дж.Ст. Милль и У. Хьюэлл об идее университета // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4 (18). С. 148–168.
25. Каррье Г. (1996) Культурные модели университета // Alma mater. 1996. № 3. С. 14–30.
26. Ортега-и-Гассет Х. (2010) Миссия университета / пер. с исп. М. Голубевой, А. Корбута. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010. 144 с.
27. Толстанова М.В. (2013) Контуры университета XXI века в контексте кризиса модерна // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 24–36.