УДК 378:37.09
С.М. Бахишева,
д-р пед. наук, ассоциированный профессор
кафедры педагогики и психологии
Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет,
Республика Казахстан, г. Уральск
ORCID: 0000-0003-3532-5705, e-mail: sbakhish@gmail.com
З.Р. Мухтар,
магистр педагогических наук, старший преподаватель
кафедры педагогики и психологии
Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет,
Республика Казахстан, г. Уральск,
ORCID: 0000-0003-4129-3412, e-mail: zinuribngafur@gmail.com
Статья посвящена управленческим аспектам смешанного обучения и рассматривает возможности интеграции цифровых образовательных ресурсов и инструментов для построения единой системы организации и управления процессом смешанного обучения в вузе. Проанализированы возможности разных образовательных платформ, функции и роли систем управления учебной деятельностью, управления обучением, управления контентом, и другие ресурсы, которые имеют различные форматы организационных решений, определены пути их интеграции.
Авторами предложена адаптивная модель интеграции систем управления и сопровождения учебного процесса в смешанном формате, позволяющая студентам взаимодействовать с учебной средой цифровыми способами и саморегулировать обучение.
Научной новизну несет теоретическое обоснование проблемы и разработка структурно-содержательной модели на основе интеграции цифровых образовательных технологий и ценностно-целевого, дидактического, коммуникативно-технологического, институционального, оценочно-результативного и системообразующего компонентов системы управления смешанным обучением.
Практическую значимость имеет разработка платформы как единой адаптивной среды с обозначением функций управляющих менеджеров, преподавателей и студентов в процессе внедрения смешанного обучения в вузе. Дано описание основным функциям технологии смешанного обучения, современным методам и инструментам онлайн-обучения, раскрыты особенности смешивания онлайн и офлайн, синхронного и асинхронного обучения. В ходе исследования проведено анкетирование студентов, магистрантов и ППС, изучены образовательные платформы вузовского образования, возможности интеграции цифровых образовательных ресурсов в реализации смешанного обучения. Обобщены итоги эксперимента и обработаны результаты.
Ключевые слова: смешанное обучение, b-learning, единая система управления, саморегулируемое и самостоятельное обучение, платформа интегрированных цифровых технологий LMS, LAMS, CMS, критерий оценки эффективности.
Литература
1. Kathe Pelletier, Mark McCormack, Jamie Reeves, Jenay Robert, and Nichole Arbino, with Maha Al-Freih, Camille Dickson-Deane, Carlos Guevara, Lisa Koster, Melchor Sánchez-Mendiola, Lee Skallerup Bessette, and Jake Stine, 2022 EDUCAUSE Horizon Report, Teaching and Learning Edition (Boulder, CO: EDUCAUSE, 2022).
2. Мухаметзянов И.Ш. Организационно-управленческие проблемы смешанного и гибридного обучения // Информатика и образование. 2022. № 37 (4). С. 19–24. DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-4-19-2
4. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. C. 136.
5. Zinina, O.V., Olentsova, J.A. University's problems in the era of distance learning technologies and their solution. Baltic Humanitarian Journal, 2020. Vol. 1 (30). P. 57–60. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0013
6. Осьмина К.С. Blended learning: интеграция дистанционного и очного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 221–224. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blended-learning-integratsiya-distantsionnogo-i-ochnogo-obucheniya/viewer (дата доступа: 26.05.2023).
7. Хапаева С.С. Цифровая образовательная среда: проблемы взаимодействия // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2021. Т. 17. № 3. С. 781–789. DOI 10.25559/SITITO.17.202103.781-789
8. Gruzdeva, M.L., Smirnova, Z.V., Chaikina, Z.V., Golubeva, O.V., Cherney, O.T. Using Internet Services in Teaching Methodology. In: E. Popkova (ed.). The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony. ISC 2018. Lecture Notes in Networks and Systems. 2019. 57:1193-1199. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030- 00102-5_125
9. Linda Jessica, De Montreuil Carmona, Luís Fernando, Irgang. Challenges on the teaching of management through blended education. Revista Pensamento Contemporâneo em Administração. 2020. Vol. 14. No. 1. P. 16–33. DOI: 10.12712/rpca.v14i1.40632
10. Graham, C., Woodfield, W. & Harrison, J. A framework for institutional adoption and implementation of blended learning in higher education. The Internet and Higher Education. 2013. 18: 4–14.
11. Harris, A.L., Rea, A. Web 2.0 and virtual world technologies: A growing impact on IS education. Journal of Information Systems Education. 2013. Vol. 20 (2): 3.
12. Ardianti, S., Sulisworo, D., Pramudya, Y. Efektivitas blended learning berbasis pendekatan stem education berbantuan schoology untuk meningkatkan critical thinking skill pada materi fluida dinamik. Prosiding Seminar Nasional Pendidikan KALUNI. 2019. Vol. 2 (1). P. 240–246. DOI: 10.30998/prokaluni.v2i0.67
13. Sari, F.M., Wahyudin, A.Y. Undergraduate students’ perceptions toward blended learning through instagram in english for business class. International Journal of Language Education. 2019. Vol. 3 (1): 64–73. DOI: 10.26858/ijole.v1i1.7064 Suana et al.
14. Ghilay, Y. Effectiveness of Learning Management Systems in Higher Education: Views of Lecturers with Different Levels of Activity in LMSs. URL: https://www.academia.edu/40153219/ (accessed on: 26.05.2023).
15. Минеева, О.А, Прохорова, М.П., Борщевская, Ю.М., Терехина, А.Е. Достоинства и недостатки системы управления обучением Мoodle с позиций студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostoinstva-i-nedostatki-sistemy-upravleniya-obucheniem-moodle-s-pozitsiy-studentov (дата доступа: 26.05.2023).
16. Шелепаева А.Х. Образовательные онлайн-платформы: классификация и критерии оценивания // Открытое образование. 2022. 26 (3): 27–34. DOI: 10.21686/1818-4243-2022-3-27-34