УДК 378+613.7
Л.Н. Вдовина,
канд. биол. наук, доцент
кафедры медицины,
директор студенческого городка
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
e-mail: vdovinaln@mail.ru
В статье проанализирован уровень самосохранительного поведения и выявлено отношение студенческой молодежи ряда вузов ЦФО к здоровому образу жизни. Автором проведено анкетирование и серия глубинных интервью. Установлено, что девушки лучше осведомлены, чем юноши, об основных параметрах своего здоровья. Большинство из них, в отличие от юношей, стремятся соблюдать правильный режим питания и ежедневно употреблять здоровую пищу. Девушки в большей степени, чем юноши, соблюдают режим нормального здорового сна — хотя для студентов технических вузов, как девушек, так и юношей, бессонница особенно характерна. Определено, что причин нервных срывов у девушек больше, чем у юношей. Они сильнее переживают из-за проблем в личных отношениях (неразделенная любовь и др.), а также из-за бытовых неурядиц, учебных и материальных трудностей. К сожалению, выявлено, что около трети студентов, включая студенты медицинского вуза, раз в неделю употребляют спиртное. Одна четвертая часть опрошенных употребляет спиртное 1–2 раза в месяц, в том числе и студенты-медики. По результатам исследования автор приходит к заключению, что в целом студенты вузов в большинстве вовлечены в физическую активность, им интересны занятия спортом. При этом девушки, независимо от возраста и материального благополучия семьи, более серьезно относятся к своему здоровью, чем юноши, что связано с особенностями их первичной социализации.
По результатам проведенного исследования для развития самосохранения у студенческой молодежи автором предлагается ряд мероприятий.
Ключевые слова и словосочетания: качество жизни, здоровый образ жизни, модели самосохранительного поведения, самооценка здоровья.
Литература
1. Гужова П.А. Здоровый образ жизни: позиция студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 10. С. 38–45. DOI: 10.20339/АМ.10-21.038
2. Таланов С.Л. Здоровьеориентированное городское и поселенческое планирование в восприятии студентов вузов и учащихся техникумов Ярославской области // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 9. С. 70–80. DOI: 10.20339/АМ.09-22.070.
3. Алешин В.В. Учебная миграция выпускников средних школ: предпосылки и мотивы (на материалах Ярославской области) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 24–35. DOI: 10.20339/АМ.08-21.024
4. Коряковцева О.А., Бекетова Н.Е. Молодежь как социальная ценность: стратегия развития // Вопросы теории и методики профессионального образования: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» / под науч. ред. М.В. Новикова. 2018. С. 24–29.
5. Коряковцева О.А. Социально-педагогическое сопровождение семей с детьми: уч. пос. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 225 с.
6. Кушнарев Ф.Ю. Здоровый образ жизни и спортивная среда города в восприятии студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 7. С. 29–40. DOI: 10.20339/АМ.07-22.029
7. Кролевец О.П. Взаимосвязь социальных представлений о здоровом образе жизни с уровнем физического и психического здоровья // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020. № 2. С. 19–26.
8. Zeng Y, Wang G, Xie C, Hu X, Reinhardt J.D. Prevalence and correlates of depression, anxiety and symptoms of stress in vocational college nursing students from Sichuan, China: a cross-sectional study // Psychol Health Med. 2019, Aug. 24 (7): 798–811.
9. Torous J, Jän Myrick K, Rauseo-Ricupero N, Firth J. Digital mental health and COVID-19: using technology today to accelerate the curve on access and quality tomorrow // JMIR Ment Health. 2020, Mar 26. 7 (3): e18848
10. Березин Д.Т., Румянцева Е.С. Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 12–22. DOI: 10.20339/АМ.10-20.012
11. Zhou X., Snoswell C.L., Harding L.E., Bambling M., Edirippulige S., Bai X. et al. The role of telehealth in reducing the mental health burden from COVID-19 // Telemed J E Health. 2020, Apr. 26 (4): 377–379.
12. Husain W. Barriers in seeking psychological help: public perception in Pakistan // Community Ment Health J. 2020. Jan. 56 (1): 75–78.
13. Renard F, Devleesschauwer B, Speybroeck N, Deboosere P. Monitoring health inequalities when the socio-economic composition changes: are the slope and relative indices of inequality appropriate? Results of a simulation study // BMC Public Health. 2019. 19: 62. https://doi.org/10.1186/s12889-019-6980-1
14. Zajacova A., Lawrence E.M. The relationship between education and health: reducing disparities through a contextual approach // Ann Rev Pub Health. 2018. 39: 273–89.